870x489_0x48_detail_crop_c04600524c925e3ec453c1a77ec91110

Музыка будущего: на чем и как играют в ХХI веке

Июл 17 • Новости • 36 Просмотров • Комментариев нет

Американские ученые изобрели инструмент под названием энцефалофон. Он основан на нейрокомпьютерном интерфейсе. Подробнее об изобретении говорится в статье, опубликованной в специализированном журнале The Frontiers in Human Neuroscience.

Необычный инструмент умеет принимать сигналы от мозга и преобразовывать их в музыкальные ноты. Специалисты Вашингтонского университета провели испытания, в которых участвовали 15 человек. Испытуемые надевали специальную шапочку для проведения электроэнцефалографии, регистрировавшей электрическую активность мозга. Сам инструмент получал два вида сигналов: когда человек закрывал глаза и когда думал о движении. Таким образом, синтезатор воспроизводил ноты, полученные из зарегистрированных сигналов. Отмечается, что все участники исследования смогли «поиграть» на инструменте даже без предварительного обучения.

Ожидается, что в конце года исследователи проведут испытания с участием инвалидов. Люди с двигательными нарушениями получат возможность поиграть на инструменте.

Необычные музыкальные инструменты, изобретенные в наши дни, которые заставляют по-новому взглянуть на методы создания музыки:

В конце 90-х годов профессор электроники и вычислительной техники Университета штата Иллинойс Липпольд Хакен разработал электронный музыкальный контроллер, получивший название Continuum Fingerboard, или просто Continuum («Континуум»).

Данный инструмент — неопреновая рабочая поверхность, которая работает как тачпэд, позволяя менять высоту, тембр и иные показатели выбранного звука с помощью положения пальцев и силы нажатия. Время отклика инструмента — 1,33 миллисекунды. Сенсоры под рабочей поверхностью определяют положение пальцев в двух измерениях и силу давления. Инструмент позволяет изменять высоту звука с разрешением в один цент и таким образом извлекать звуки с высотой, не входящей в равномерно темперированный строй. Программное обеспечение позволяет «округлять» высоту звука для получения равномерно темперированного строя или других строев.

В 2000 году швейцарцы Феликс Ронер и Сабина Шерер в процессе изучения изучения карибского стального барабана и многих других резонирующих барабанных инструментов со всего мира разработали Hang («Ханг»), ударный инструмент, состоящий из двух соединенных металлических полусфер — DING (верхняя часть) и GU (нижняя часть).

На стороне DING расположены 7-8 тональных областей, который образуют так называемый тональный круг. Он окружает центральный купол, названный DING (похожий на гонг). На стороне GU находится резонаторное отверстие размером 8-12 см. На этом отверстии можно играть как на уду или использовать его для модуляции звука DING. Существует масса способов извлечения звука из «Ханга». Это можно делать и кончиками пальцев, и большими пальцами, и основанием кисти. При игре на этом инструменте музыкант сидит и держит его на коленях.

В начале 2000-х годов европейские разработчики из института аудиовизуальных технологий в Барселоне показали свое изобретение — электронный музыкальный инструмент под названием Reactable («Реактейбл»). Данное устройство — оригинальный музыкальный инструмент, требующий точной координации движений. На мультитач-панель устанавливаются специальные генераторы звука, при этом исполняемая мелодия зависит и от выбора генератора, и от его положения относительно других. Громкость звуков и принципы взаимодействия определяются в реальном времени. Это именно тот инструмент, который надо не только слышать, но видеть, так как сложно описать словами то научно-фантастическое волшебство, которое рождает Reactable.

В 2005 году в Японии состоялась презентация электронного музыкального инструмента под названием «Тэнори-он», созданного японским художником Тосио Иваи и Ю Нисибори из Yamaha-центра. Устройство состоит из экрана, помещающегося на ладони, с сеткой из 16×16 светодиодных переключателей, которые могут быть активирован различными способами для создания музыкального развивающегося звукового рисунка. Светодиодные переключатели размещаются внутри магниевого корпуса, который имеет два встроенных динамика, расположенных на верхнем краю корпуса, так же как кнопки, которые управляют типом звука и производимым количеством ударов в минуту. В основании инструмента на нижнем краю корпуса располагается LCD-экран. Используя функцию связи, можно играть синхронизированные сессии, а также осуществлять обмен композициями между двумя устройствами.

В 2006 году специалистам из британской компании Sonalog удалось изобрести и начать продажи уникальной музыкальной системы GypsyMIDI, которая представляющей собой MIDI-контроллер, управление которым совершается посредством движений рук. Никакого дополнительного «железа» для использования этого девайса не требуется. Нужно только подсоединить принимающее устройство к MIDI-разъему, скажем, в ПК и установить программу eXo, которая интерпретирует сигналы датчиков в понятные компьютеру команды. Данный инструмент прост для понимания и часто используется на различных концертах электронной музыки.

В 2007 году основатель компании Marcodi Musical Products разработал электронный струнный музыкальный инструмент, получивший название Harpejji («Харпеджи»). Устройство помогает преодолеть разрыв в звучании и технике игры на гитаре и фортепиано. По сути, это гибрид двух инструментов, внешне напоминающий большую цитру. «Харпеджи» — весьма простой в освоении инструмент. Для того, чтобы воспроизвести нужный звук, необходимо прижать струны к панели. существуют два вида два вида этого инструмента: на четыре октавы (16-струнные) и на пять октав (24-струные). В настоящее время «Харпеджи» популярен у музыкантов различных направлении, например, на нем играет клавишник Джордан Рудесс прогрессив-металл группы Dream Theater.

В том же 2007-м в Британии был разработан электронный музыкальный инструмент AlphaSphere («Альфа-Сфера»), который представляет собой контроллер необычной формы. Надо сказать, что особых технических новшеств в нем нет, но несмотря на это, это стильное дизайнерское решение — семплер сферической формы с программой, которая позволяет «развешивать» звуки по многочисленным пэдам.

В 2009 году Джон Ламберт из Shen изобрел музыкальный инструмент, напоминающий обыкновенный фагот, но напичканный разнообразной электроникой. Устройство получило название «Айгенхарп» (Eigenharp) и было сделано компанией Eigenlabs из британского Девона. По сути, это очень гибкий и портативный контроллер, звук которого фактически генерируется в программном обеспечении, которым он управляет. Данный инструмент — просто находка для музыкантов. В нем есть духовой синтезатор, секция с перкуссией, секвенсор и другие навороченные вещи. Кроме того, «Айгенхарп» имеет очень стильный и футуристичный внешний вид.

Несколько лет назад американский музыкант Джефф Трипп изобрел инструмент Hyperkeys («Гиперкис») - необычную разновидность синтезатора. На «Гиперкисе» музыкант имеет возможность не только нажимать на клавиши, но и двигать их вверх-вниз, подобно фейдерам на пульте звукорежиссера.

Не так давно швейцарец Тьерри Алари показал миру свое детище — музыкальный инструмент, который называется Scratchophone («Скрэчофон»). По сути, это переносной скрэч-инструмент (вертушка, тонарм, микшер, аккумулятор и пара динамиков) портативный и автономный, который с виду похож на обыкновенный барабан. Его легко переносить и играть в любом месте. Кроме того, для Scratchophone постоянно выпускаются различные аксессуары, а также выходят новые, улучшенные версии необычного инструмента.

Источник: Мир 24

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Похожие Записи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

« »