“В этом мире есть место каждому”. Как педагог из глубинки создала творческий инклюзивный проект

Анастасия Герасимова — педагог из небольшого кузбасского городка Полысаево и многодетная мама. Девушка занимается хореографией с особыми и нормотипичными детьми, ставит инклюзивные музыкальные спектакли. Работает в детской школе искусств № 54 города Полысаево. У Насти есть высшее педагогическое образование, а главное — огромная любовь ко всем детям, как “обычным”, так и особым. 

Анастасия создала проект “Без границ”, благодаря которому все дети, вне зависимости от особенностей здоровья, могут проявить свои таланты и выступить на сцене. В интервью “Лабиринт 42” Анастасия рассказала о важности инклюзии и том, как создавался необычный проект. 


“Приобщаю своих детей к инклюзии”

У меня три нормотипичных ребёнка: Егору — 12 лет, Косте — 10 лет и Максиму — 3 года. Старшие мальчишки ходят в школу, в 6 и 4 класс, учатся хорошо, на “4” и “5”. Также учатся в детской школе искусств, Егор на художественном отделении, а Костя — на музыкальном (фортепиано).

Я приобщаю своих детей к инклюзии. Они много раз были на мероприятиях школы искусств, где я работаю, проводили время с особенными детьми. Они всех ребят знают по имени. Часто спрашивают, как у них дела, чему новому научились. Максим так вообще обожает “особят”. 

“В этом мире есть место каждому”. Как педагог из глубинки создала творческий инклюзивный проект

Когда он приходит на занятия, все дети вокруг него вьются. У нас занимается мальчик Рома с синдромом Дауна. Мой Максимка обожает с ним играть. Рома всегда бережно и аккуратно проводит время с Максимом, хохочут вместе всегда. Мама Ромы иногда берёт Максима к себе в гости, ребята играют вместе. Рома — очень дружелюбный парень. Он по телефону может прислать голосовое сообщение и спросить, как дела у Егора, Кости и Максима.

Мои сыновья поначалу спрашивали, что не так с ребятами, с которыми я занимаюсь. Почему это произошло. Я объясняла и рассказывала. Позапрошлым летом в частной студии фитнеса Натальи Демчук «Be Fit» я проводила инклюзивные тренировки по детскому фитнесу. И там было 50 на 50 детей с особенностями развития и нормотипичных. Им было вполне комфортно и весело вместе заниматься. И там как раз мои мальчишки тоже тренировались. Там и познакомились они. 

“В этом мире есть место каждому”. Как педагог из глубинки создала творческий инклюзивный проект

“Для меня важно уравновесить возможности всех детей”

Школьный проект «Без границ» появился на свет в сентябре прошлого года. Но с некоторыми ребятами я работаю с 2020 года.

Однажды просто решила создать инклюзивный танцевальный спектакль и начала собирать ребят с ограниченными возможностями здоровья. Но когда встретилась с ними, поняла, что до спектакля ой как далеко. В основном, я работаю с детьми с ментальными расстройствами. И я тогда не представляла себе, как на самом деле будет выглядеть моя работа с ребятами. Многие дети не понимают речь, не разговаривают сами. У некоторых детей проблемы с опорно-двигательным аппаратом, поведенческие трудности. Но меня это не испугало, а наоборот. И мы начали работать. Встречались по 2 раза в неделю на занятиях.

“В этом мире есть место каждому”. Как педагог из глубинки создала творческий инклюзивный проект

И вот, спустя почти 3 года, мы готовим инклюзивный танцевальный спектакль «Алиса в стране чудес». В этом спектакле участвуют все дети, которые обучаются на отделении хореографии в нашей школе и ребята с проекта “Без границ”. А это дети от 3 до 17 лет. И в каждой группе есть ребята с особыми потребностями. Есть и отдельная группа “Без границ”, где только дети с инвалидностью.

“В этом мире есть место каждому”. Как педагог из глубинки создала творческий инклюзивный проектМы ежегодно делаем театральные постановки на одну из сказок сборника детского писателя Татьяны Маркиновой «Сказки для и про особенных детей». Так, в прошлом году мы показали театральную инсценировку «Лесная дружба» по мотивам «Сказки про слепого медвежонка».

А в апреле этого года мы покажем «Сказку про зайчонка, который не умел прыгать».

Цель моего проекта — создание инклюзивного пространства в нашем городе.

Мы много работаем над созданием мероприятий для детей с ОВЗ. Часто объединяю уроки хореографии для детей нормотипичных и с ограниченными возможностями здоровья.

“В этом мире есть место каждому”. Как педагог из глубинки создала творческий инклюзивный проект

Для меня важно уравновесить возможности всех детей и отношение окружающих ко всем ребятам. Поначалу было страшно. Теперь это очень интересно. Ведь никогда не знаешь, что сегодня меня будет ждать на занятии. Такие дети зависимы от своего настроения и нужно суметь подстроиться, найти подход, а, учитывая, что это группа, то сложнее вдвойне. Но есть активные мамы, которые в роли тьюторов присутствуют на занятии и помогают мне на уроках.

Занятия проходят дважды в неделю в будние дни и по воскресеньям у нас репетиции. Кроме этого, мы стараемся проводить различные мероприятия, праздники, дополнительные уроки. Договариваемся с другими организациями, которые готовы нас принять и позаниматься с нашими детьми. 

Есть у нас группа активных родителей, которые проводят коммуникативные встречи со своими детьми, где сами мамы выступают в роли педагогов. Они учат детей играть в подвижные и сюжетные игры, занимаются творчеством. Вместе с родителями мы — большая, дружная и сильная команда. И только благодаря им у нас всё получается.

“В этом мире есть место каждому”. Как педагог из глубинки создала творческий инклюзивный проект

Все ребята очень добрые, отзывчивые, у каждого свои особенности. Кто-то боится громких звуков, кто-то — большого количества людей, у кого-то есть желание постоянно бегать и никак не получается сосредоточить внимание на занятии, кто-то не умеет говорить. Но это не мешает нам выстраивать занятия таким образом, чтобы всем детям было интересно и комфортно на уроках.

У нас есть уже несколько заслуженных наград, полученных на танцевальных фестивалях и конкурсах. У нас в группе есть мальчик с синдромом Дауна, зовут его Роман Наказной и есть девочка Полина Шимолина с органическим поражением головного мозга, нарушением речи и зрения. Но это вовсе не мешает им выступать на сцене, запоминать танцевальные номера и стараться в силу своих возможностей показать их на сцене.

«Я настолько привыкла, что особые дети есть в моей жизни, что уже не представляю себя без них»

Очень здорово, что мы создали такой проект на базе нашей школы. Ведь детям с ограниченными возможностями здоровья необходима поддержка, им нужны регулярные занятия. Безумно рады и родители, что есть место где их детям всегда рады, где их любят и помогают им. Для того чтобы не было черты непонимания и страха между здоровыми людьми и с ОВЗ, мы создаём инклюзивное пространство. Важно показать и доказать, что всем есть место на сцене, в мире, на нашей земле.

“В этом мире есть место каждому”. Как педагог из глубинки создала творческий инклюзивный проект

В ближайших планах — проводить уроки дефиле для детей с ОВЗ на базе нашей школы в рамках проекта “Без границ”. 

Когда я начала заниматься проектом “Без границ”, вокруг меня появилось много людей, которые пошли нам навстречу и помогали с занятиями. Поначалу все люди с удивлением на нас смотрят, некоторые с опаской, но потом привыкают и уже встречают нас с улыбкой на лице. А когда наши ребята ещё и обнимают их, так вообще тают. 

Мы летом иногда ходим вместе гулять на детскую площадку. Мои сыновья и дети с особыми потребностями. Я настолько привыкла, что они есть в моей жизни, что уже не представляю себя без них. Они мне как семья, вместе мы справляемся с трудностями, преодолеваем препятствия и двигаемся вперёд. 

Я рада, что могу помогать детям с особенностями развития и счастлива, что мои дети меня понимают и поддерживают. Ведь всё начинается с нас, взрослых. Какой пример мы им подадим, такими и вырастут наши дети.

Поделиться в соцсетях

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *