«Самое важное – начать с себя». Как поговорить с ребёнком об инвалидности?

Игровая площадка в Питере, волжский аквапарк, питерская маршрутка – все эти места объединяет одно – дискриминация людей с особыми потребностями. Как объяснить ребёнку, почему Петя не ходит, а Маша плохо разговаривает? В каком возрасте начинать рассказывать об инвалидности? Как реагировать на неудобные вопросы? «Лабиринт 42» разбирается вместе с экспертом – детским, семейным, перинатальным психологом и телесным терапевтом, а также мамой особенного ребёнка Еленой Сидоровой.


С чего начать разговор с ребёнком о людях с особыми потребностями?

Наш мир разнообразен и наполнен самыми разными людьми. Каждый уникален по-своему. Но часто дети не готовы к встрече с людьми с другим цветом кожи, с особенностями ментальными или физическими, и это может вызывать много вопросов, страхов и переживаний. Попробуем сегодня разобраться, как же стать проводником своему ребёнку в мир особенных людей.

Первое и самое важное с чего стоит начать – с себя. Если вы стесняетесь, внутри вас закипают эмоции или вы боитесь и избегаете этой темы, то ребёнок это мгновенно почувствует. Почитайте книги, сайты, задайте вопросы специалистам или знакомым. Попробуйте сами пообщаться с людьми с особенностями развития. И когда поймёте, что готовы, разговаривайте с ребёнком.

Не стоит ждать ситуации, когда ваш сын или дочь зададут непростой вопрос в общественном месте. Рекомендую обсудить эту тему заранее. Это не только поможет вам и ребёнку, но и укрепит его веру в себя, придаст уверенности и внутреннего спокойствия, потому что каждый из нас в чём-то особенный.

В каком возрасте лучше начинать эти разговоры?

Начиная с 3-4 лет ребёнок может интересоваться различиями между людьми. И для него это не стыдно, не плохо — это нормально! Отсюда и возникают «неудобные» вопросы. И чем спокойнее вы будете на них реагировать, тем легче и понятнее будет малышу.

В своё время мой старший сын спросил: «А почему этот дядя хромает?». «Возможно у него что-то произошло или он таким родился. Ситуации бывают разные. Помнишь, у тебя был игрушечный носорог? И однажды его пожевал наш пёс. Носорог лишился одной ноги и хвоста. Но даже после этого твоя игрушка не перестала быть любимой, и мы по-прежнему играем с ним. Так и с людьми. Они бывают совершенно разные, но это не портит их, а возможно делает даже лучше. Давай спросим, может ему нужна помощь?». В тот момент сыну этой информации было достаточно. Ему не важно было разбираться в болезнях, причинах, но важно было само понимание.

«Самое важное – начать с себя». Как поговорить с ребёнком об инвалидности?

Детям более старшего возраста таких объяснений уже недостаточно. Примерно с 6 лет можно поговорить о болезнях, авариях, врождённых особенностях. Почитайте вместе с детьми книги, посмотрите мультфильмы.  Но помните самое главное: у детей нет своих представлений о других людях, какие чувства им надо или не надо испытывать. Сначала они смотрят на вашу реакцию, других взрослых, других детей и уже потом выстраивают свою систему реакций.

Давайте возможность детям общаться с разными людьми. Покажите параолимпийские игры, покорителей гор, творческих людей с особенностями. Это всё позволяет увидеть ребёнку красоту и внутреннюю силу. Учите помогать и давайте возможность спокойно задавать вопросы. Я, как мама особенного ребёнка, с удовольствием отвечаю на вопросы других детей о сыне и не вижу в этом никакой проблемы.

Эффективно ли смотреть с детьми мультфильмы или читать книги об особенных детях?

Да, но только в том случае, если вы обсудите тему с ребёнком после прочтения. Спокойно и без эмоций ответите на все возникшие вопросы, а не оставите ребёнка наедине с его переживаниями.

Вот какие мультфильмы я бы могла рекомендовать:

  • Маленькая кастрюлька Анатоля
  • Вне зрения
  • Преодолевшая
  • Необычный младший братик
  • Скарлетт
  • Тамара
  • Вальсовый дуэт
  • Струны
  • Секрет Маэла
  • Мой братик с Луны

И, конечно, наш любимый м/ф «Про Диму». Именно при помощи этого мультфильма мы со старшим сыном смогли обсудить тему особенных детей.

«Самое важное – начать с себя». Как поговорить с ребёнком об инвалидности?

Книг сейчас выпускается с каждым годом всё больше и больше. Возможно, вы найдёте на книжных полках магазина что-то более подходящее вам, но вот мои рекомендации:

  • Анна Анисимова. «Невидимый слон»
  • Бирта Мюллер. «Планета Вилли»
  • Тиль Швайгер, Клаус Бумгарт. «Безухий заяц и Ушастый цыпленок»
  • Айвен Саутолл. «Пусть шарик летит»
  • Пер Густавссон, Матс Вэнблад. «Птенчик Короткие крылышки»
  • Джимми Лиао. «Звучание цвета»
  • Ракель Джарамилло Паласио. «Чудо»
  • Алан Маршалл. «Я умею прыгать через лужи»
  • Андреас Штайнхёфель. «Рико, Оскар и тени темнее темного»
  • Моррис Глейцман «Болтушка»
  • Ребекка Эллиотт. «Просто потому что»
  • Анне-Катрине Вестли. «Каос и Бьёрнар»
  • Бетси Байерс. «Лебединое лето»
  • Кэндзиро Хайтани. «Взгляд кролика»
  • Ирина Ясина. «Человек с человеческими возможностями»
  • Ким Фупс Окесон, Эва Эриксон. «Гражданин, гражданка и маленькая обезьянка»
  • Джин Литтл. «Неуклюжая Анна» и «Слышишь пение?»
  • Давид Б. (Пьер-Франсуа Бошар). «Священная болезнь» (комикс)
  • Ирина Зартайская. «Я слышу»
  • Джонатан Сафран Фоер. «Жутко громко & запредельно близко»
  • Шэрон Дрейпер. «Привет, давай поговорим»
  • Иен Стракан. «Паренёк в пузыре»

Если ребёнок встретил человека с особенностями, что делать?

  1. Взрослому стоит начать разговор первым — «Я вижу, что ты обратил внимание на…. Хочешь обсудить?».
  2. Рассказать, что люди бывают разные и из-за чего это могло произойти.
  3. Возможно, подсказать правила общения — «Говори медленнее, быть чуть аккуратнее, не дёргай резко…».
  4. Предложить познакомиться, чтобы ребёнок преодолел свой страх и научился дружить с разными детьми.
  5. Обязательно ответить на волнующие вопросы ребёнка.

Какие вопросы могут возникнуть у детей и как грамотно на них ответить?

— Почему он так странно ходит/держит руки/ноги/голову?

Потому что у него Детский Церебральный паралич или ДЦП. Вот у тебя легко получается управлять своими руками и ногами, ты можешь бегать и прыгать, а у него это не получается. Ему бы тоже хотелось, но руки и ноги плохо слушаются.

— Я не зарожусь от неё?

Нет, ни аутизмом, ни ДЦП, ни синдромом Дауна нельзя заразиться как обычным гриппом. Это стечение большого количества обстоятельств. И здесь нет вины родителей или кого-то ещё. Так получилось.

— А он глупый/дурачок?

Совершенно не обязательно! Возможно, что он быстрее тебя решает в уме примеры, но сказать ему трудно, мышцы не слушаются его. Прояви терпение, и ты научишься понимать, что он сказал. Кстати, когда ты был маленький, то говорил много смешных слов, помнишь? Просто детям с особенностями нужно значительно больше времени, чтобы научиться говорить, чем тебе.

— А он стесняется?

Да, ребятишки часто стесняются своих особенностей и поэтому у них мало друзей им труднее чем тебе найти нового друга. Поэтому ты можешь спросить, как лучше говорить о его особенностях. Потому что болезнь – не он сам. 

— А можно с ней дружить?

Да, конечно! Это будет самая лучшая помощь и поддержка! А ещё новый опыт для тебя.

Поддерживайте своих детей, показывайте пример, будьте открытыми к миру и разным людям. И вы увидите, что мир особенных людей очень интересный и невероятно талантливый!

Читайте также: Дома с особенным ребёнком: как помочь себе и малышу пережить самоизоляцию

Поделиться в соцсетях

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *