Вашему ребенку поставлен диагноз “ДЦП”

Вашему ребенку поставлен диагноз “ДЦП”

Диагноз «ДЦП» крайне редко ставится сразу же после рождения. Поскольку детский мозг обладает большим восстановительным потенциалом, выявляемое у ребенка перинатальное поражение центральной нервной системы вначале квалифицируются как какой-либо синдром: угнетения, возбуждения (повышенной нервно-рефлекторной возбудимости), мышечной гипотонии, дистонии, двигательных нарушений. Позже, в возрасте до года, при сохраняющихся минимальных отклонениях в двигательном развитии диагностируется перинатальная энцефалопатия, при более значительных проблемах – угроза ДЦП. Поэтому важно понимать, что диагностировать детский церебральный паралич (ДЦП) на ранней стадии задача довольно трудоемкая, но очень важная.

При не тяжелом повреждении мозга правильное своевременно начатое систематическое лечение приводит к полному или практически полному восстановлению функций мозга, и в дальнейшем развитие ребенка ничем не отличается от развития здоровых детей, или же он имеет минимальные неврологические знаки, не снижающие качество его жизни. Если же повреждение мозга более значительно и лечебные мероприятия не приносят желаемого эффекта, двигательное развитие ребенка нарушается, формируется клиника той или иной формы детского церебрального паралича.

Итак, в медицинской карте Вашего ребенка появился диагноз «детский церебральный паралич» (ДЦП). Что делать? Прежде всего, не нужно отчаиваться и опускать руки. Да, ДЦП полностью излечить нельзя. Тем не менее, при правильном лечении, или, лучше сказать, воспитании, в том числе воспитании активных движений, в большинстве случаев можно добиться значительных успехов, научить ребенка самообслуживанию, самостоятельному передвижению, адаптировать его к имеющемуся двигательному дефекту.

В основе восстановления мозга после действия повреждающих факторов лежит т.н. нейропластичность – свойство человеческого мозга, заключающееся в способности изменения функциональной организации нервных клеток (нейронов) в процессе обучения, т.е. приобретения опыта. Нейропластичность обусловливается постоянно происходящим в головном мозге процессом разрушения и образования связей между нейронами. Под воздействием различных раздражителей (обучения) происходит т.н. синаптический прунинг (англ. Synaptic pruning), т.е. повышение эффективности функционирования нейрональных сетей за счет устранения лишних связей между нервными клетками.

Тяжесть повреждения мозга, с одной стороны, и нейропластичность, с другой стороны, определяют реабилитационный потенциал ребенка, т.е. его возможности восстановления и развития двигательной активности, интеллекта и речи.

Не рассчитывайте, что медикаментозное лечение приведет к и настойчиво. Точно так же, как и при раннем физиологическом развитии здорового ребенка формируются сначала простые движения, а на их основе в дальнейшем – более сложно организованные целостные двигательные акты, так и при воспитании ребенка с детским церебральным параличом (дцп), более сложные движения можно воспитать на основе более простых, которые ребенок уже освоил. появлению у ребенка новых двигательных навыков. Панацеи при церебральном параличе не существует. Применение лекарственных препаратов может лишь создать благоприятный фон для развития активных движений, улучшения памяти у ребенка, в т.ч. формирования следовых образов движений, для уменьшения мышечного тонуса при спастичности. Но необходимо понимать, что любые движения у ребенка, страдающего церебральным параличом, нужно активно формировать, т.е. воспитывать. Это означает, что необходимо заниматься с ребенком лечебной гимнастикой.  И делать это нужно не от случая к случаю, а систематически.

Занятия лечебной гимнастикой должны быть подчинены конкретной задаче: например, необходимо обучать ребенка опираться на кисти вытянутых рук, самостоятельно сидеть, держать кружку, пользоваться ложкой, стоять, правильно выполнять шаговые движения. В настоящее время существуют технические средства, значительно повышающие эффективность лечебной гимнастики, и это, прежде всего, нагрузочные и рефлекторно-нагрузочные устройства.

Обязательным условием эффективного двигательного обучения ребенка является – применение ортопедических изделий для придания правильного положения сегментам тела ребенка в покое, при сохранении им статической позы или при выполнении движений.

Различные ортезы выполняют разные задачи. Так, если ребенок плохо удерживает голову, необходимо применять головодержатель мягкой фиксации (воротник Шанца) не только для того, чтобы помочь ему держать голову, но и затем, чтобы улучшить взаимодействие анализаторных систем его мозга (зрения, слуха, вестибулярного аппарата). Такое взаимодействие способствует лучшему психическому, речевому и двигательному развитию ребенка. Многим детям, страдающим ДЦП, показано применение туторов безнагрузочных на голеностопный сустав и туторов коленных в режиме ночных укладок для борьбы с нарушениями мышечного тонуса и профилактики развития контрактур и деформаций нижних конечностей, нередко – туторов локтевых. Важно помнить, что значительно легче предупредить развитие суставно-мышечных контрактур, чем лечить уже образовавшиеся деформации.

Функциональное ортезирование включает коррекцию кифотических установок позвоночника в позе сидя (ношение эластичных корректоров осанки – реклинатора, реклинирующей системы), а также различных аппаратов на нижние конечности для ходьбы, таких, например, как аппарат на голеностопный сустав с шарниром, который дает возможность ребенку при выполнении шаговых движений ставить стопу правильно, формируя пяточный контакт с опорой.

Нередко при ДЦП, особенно при спастических его формах, на фоне бодрствовании.высокого мышечного тонуса приводящих мышц бедер у ребенка формируется подвывих бедра – осложнение, которое значительно ограничивает возможность применения наиболее фективных нагрузочных кинезитерапевтических технологий (ирефлекторно-нагрузочных устройств) для обучения ребенка новым двигательным навыкам. Поэтому очень важно при т.н. аддукторном синдроме не допустить развития подвывиха или своевременно начать применение корригирующих позицию бедра ортопедических устройств, таких как аппарат для отведения и установки бедра в заданном положении. Такой аппарат необходимо применять длительно в режиме постоянного ношения при бодрствовании.

Родители должны постепенно, но планомерно и настойчиво приучать ребенка к применению ортезов, к регулярным занятиям лечебной гимнастикой. От родителей и близких людей, которые окружают больного церебральным параличом малыша, во многом зависит, каким будет будущее этого малыша: сможет ли он обслуживать себя, самостоятельно передвигаться, учиться, получить профессию в будущем, стать полноценным членом общества. А помогать родителям должны профессионалы: врачи (неврологи, ортопеды), методисты и инструкторы лечебной физкультуры, дефектологи, логопеды.

Два-три раза в год ребенок должен получать курсы восстановительного лечения в специализированном лечебном учреждении, реабилитационном центре, где ему будет составлена индивидуальная программа восстановительного лечения с применением всех современных реабилитационных технологий и технических средств реабилитации. В таком центре, наблюдая за контролируемой врачами работой инструктора лечебной физкультуры и помогая ему в процессе занятия, родители ребенка смогут освоить индивидуальный комплекс лечебной гимнастики для последующих занятий со своим ребенком, смогут научиться использовать все вспомогательные средства, необходимые для более успешного развития ребенка.

При своевременном и правильном лечении (воспитании) многие дети, больные ДЦП, получают среднее образование в школе наравне со здоровыми детьми, блестяще оканчивают высшие учебные заведения, занимаются умственным трудом, спортом, искусством и т.п. Успехов Вам и Вашему ребенку!