До старта Паралимпийских игр в Рио-де-Жанейро осталось ровно полгода. Корреспондент «Р-Спорт» Николай Рязанцев связался с президентом Международного паралимпийского комитета (IPC)сэром Филипом Крэйвеном и узнал, как обстоят дела с подготовкой соревнований, помешает ли Играм вирус Зика, и кто, по его мнению, победит в общем медальном зачете.
— Мистер Крэйвен, до Паралимпиады в Рио осталось ровно полгода. Расскажите, почему она станет особенной?
— Прежде всего, это потрясающее расположение города Рио-де-Жанейро и, конечно, люди, живущие там, как их называют на родине, кариока. Все это превратит Игры через шесть месяцев в настоящий фантастический карнавал. Конечно, главными на этом празднике будут атлеты и их выступления. Тот факт, что мы распределяем телевизионные права в 120 странах, говорит о том, что Паралимпиада проникнет во все уголки мира, которые пропитаются энергией и духом этих Игр.
— Когда вы в последний раз бывали в будущей столице Игр, и какие впечатления у вас остались?
— Последний раз я был в Рио в сентябре, когда до старта Игр оставался год, и я был очень впечатлен. Но более важно, что команды, присутствовавшие там, в том числе и Россия, были приятно удивлены. Все же СМИ писали, что есть проблемы, строительство отстает от графика и так далее. Мы все посетили район Баха (где будет располагаться Олимпийский парк), который сейчас готов на 95%, и мы остались очень довольны. На прошлой же неделе наша команда из 12 человек посетила Рио, и они остались полностью удовлетворены тем прогрессом, которого удалось достичь за последние шесть месяцев.
— Есть ли уверенность, что все объекты будут сданы вовремя?
— Как вы, наверное, знаете, есть определенные задержки с велодромом и районом Деодоро, но мы находимся в постоянном контакте с организаторами и администрацией города относительно этих вопросов. Мы уверены, что все объекты будут сданы вовремя. Эти Игры будут воистину для людей и для семей. Порядка 2 миллионов билетов будут стоить всего 10 реалов (188 рублей), мы уверены, что это хорошая цена для Паралимпийских игр.
— Согласно последним данным, за полгода продаж было реализовано порядка 15% билетов. Нет ли у вас опасений, что арены не будут полными во время Паралимпиады?
— У меня нет никаких опасений насчет того, что арены не будут заполняться. Я считаю, что эти цифры показывают различия между странами и культурами. Если вспомнить Игры в Лондоне, когда уже через три недели после начала продаж было продано более миллиона билетов, то есть порядка 40% от всех проданных в итоге. Такого от бразильцев ожидать и не стоило: они не покупают билеты за год или полгода до начала соревнований. Я уверен, что в итоге продажи побьют рекорд. После встречи на прошлой неделе совместная рабочая группа решила, что сейчас самое время для запуска обширной программы, из которой будущие болельщики узнают об отличном соотношении цена/качество, и в следующие 3-4 месяца количество проданных билетов очень серьезно вырастет, в этом нет сомнений.
— Как дела в Рио обстоят с безбарьерной средой?
— Мы увидели значительный прогресс в этом плане, хоть и переоборудовать такой большой город, как Рио, и нелегко, но это наследие прослужит городу 10-20 лет. Главным здесь является изменение общего представления людей о том, что доступность должна быть для всех: будь то здоровые люди, люди в колясках или с проблемами зрения. Я уверен, что атлеты и болельщики увидят многочисленные улучшения в плане доступности.
Вряд ли кто-то догонит Китай в Рио, но разрыв сократится
— Вы не раз говорили о потрясающей организации Паралимпийских игр в Сочи. Смогут ли организаторы Игр в Рио добиться такого же успеха или даже превзойти его?
— Мы всегда стремимся к тому, чтобы последующие Игры были лучше предыдущих. Возможно, я уже говорил, что в Сочи одна вещь согрела мою душу больше всего — это то, как был переоборудован лыжно-биатлонный комплекс «Лаура», который во время Олимпийских игр был практически недоступен для людей на колясках, но к началу Паралимпиады все изменилось до неузнаваемости. Если возвращаться к Рио, я уверен, что все будет сделано правильно. Я очень рад, что организаторы подтвердили, что церемония закрытия состоится на стадионе «Маракана». Я ожидаю великолепной организации от Игр 2016 года. Я много общался с людьми, вовлеченными в этот проект, в котором участвует очень много молодых, талантливых людей. Так что я уверен, что в плане организации Игры в Рио пройдут с успехом, как это было и в Сочи. Было здорово вернуться в Москву в начале года, когда отмечался юбилей Паралимпийского комитета России, и вспомнить о том прекрасном времени в марте 2014 года.
— Сейчас много разговоров ведется вокруг вируса Зика. Будет ли это большой проблемой с вашей точки зрения?
— Я не думаю, что это будет проблемой, хотя я все-таки не врач. IPC, МОК и оргкомитет получили самые лучшие советы и рекомендации и перенаправили их в национальные федерации и всем, кто будет в Рио во время Игр. Так что организаторы будут готовы сделать так, чтобы это не стало проблемой. Во внимание стоит принимать тот факт, что Бразилия находится в Южном полушарии, и во время Игр там будет начало весны, так что будет меньше комаров, чем сейчас. На прошлой неделе наши люди отмечали, что они видели очень мало комаров, и никого из них не покусали, никто не заразился. Я уверен, что все шаги, которые уже были предприняты федеральным правительством Бразилии, оргкомитетом Игр и нами самими по распространению необходимой информации, сделают свое дело, и вирус Зика не станет серьезной проблемой во время Игр.
— Сборная Китая доминировала на последних трех летних Паралимпиадах. Сможет ли кто-то составить ей конкуренцию в Рио?
— Я не уверен, что кто-то сможет сместить их с первой строчки в медальной таблице. Посмотрите на недавнее выступление китайских атлетов на Кубке мира в Дубае, оно было выдающимся. Однако сейчас много стран, и, конечно, Россия является одной из них, которые значительно улучшили свои показатели со времен Паралимпиады в Лондоне. Я думаю, что несмотря на то, что Китай, вероятно, снова займет первое место, многие страны будут наступать им на пятки. Думаю, мы увидим отличное выступление атлетов из многих стран, одной из которых будет Бразилия. Они нацеливаются на пятое место в таблице, и это будет фантастическим результатом для них.
— Ожидаете ли вы в Рио большого количества рекордов?
— Можно сказать, что паралимпийцы еще никогда не были так подготовлены, как они будут к Играм в Рио. Когда такое случается, обычно рекорды и побиваются. На Играх будет много великих атлетов, так что я ожидаю именно этого.
Церемония закрытия Игр станет очень эмоциональной
— Для вас это будут последние Паралимпийские игры во главе IPC. Какие эмоции вызывает у вас эта мысль?
— Я должен признаться, что эмоции внутри меня постепенно набирают обороты. Я больше думаю над тем, что скажу на церемонии закрытия, нежели чем при открытии Игр. Это будут мои восьмые Паралимпийские игры в качестве президента IPC, и я пережил много прекрасных мгновений. Но я такой человек, который скорее смотрит, что там в будущем, а не оглядывается на прошлое. Конечно, Игры в Рио станут последним таким масштабным событием для меня, так что церемония закрытия будет особенно эмоциональной. Я удовлетворен той работой, которую мы провели вместе, и жду с нетерпением того, что новый президент также проделает отличную работу на своем посту. Для меня же не проблема двигаться дальше к чему-то новому.
— Видите ли кого-нибудь своим преемником?
— У меня такое чувство, что будет четыре, если не больше, кандидатов на эту должность, что меня радует. Я вижу нескольких людей, которые могли бы стать хорошими президентами, но, конечно, слово за ними и национальными паралимпийскими комитетами, которые должны их выдвинуть. Вопрос будет, вероятно, решаться в конце октября – начале ноября 2017 года. По поводу имен, не хотел бы никого называть, потому что это всего лишь мои предположения, и не факт, что они выдвинут свою кандидатуру.