Маша стала первой школьницей-теннисисткой в Сибири среди слабослышащих, добившихся столь значительных результатов в этом виде спорта. Девочка учится в седьмом классе новокузнецкой школы-интерната №38 для детей с нарушениями слуха. И с раннего детства занимается настольным теннисом.
…Урок уже закончился, а мы с Машей и учителем географии Татьяной Петровной Сачковой (она же классный руководитель седьмого класса) сидим в кабинете и обсуждаем Машины успехи. Спортивные и не только – Маша хорошо учится. Особенно по литературе.
Вообще-то разговариваем в основном мы с учителем. Поскольку Маша плохо слышит, она молча смотрит на нас большими умными глазами и смущенно улыбается. Наверное, не все из того, что мы обсуждаем, улавливает. Но и этого ей достаточно, чтобы понять, что учитель ее хвалит. Это и вызывает смущение. Да и вообще она знает, что в школе ей гордятся. Особенно одноклассники – в этом мы убедились чуть позже.
Гордость школы
А Татьяна Петровна рассказала:
— У Маши очень большие достижения в спорте. Вот только некоторые награды: дипломы от министерства спорта за победы в первенстве России среди девушек по настольному теннису среди лиц с нарушением слуха, в международных детских играх в Новосибирске, во второй Всероссийской спартакиаде, диплом третьей степени за успешное выступление в чемпионате России по настольному теннису среди спортсменов-инвалидов, диплом администрации Новокузнецка за высокие достижения в спорте.
Наверняка способствует успехам юной спортсменки и тот факт, что тренирует ее не чужой человек, а мама Екатерина Владимировна, тренер СДЮШОР. Кто, как не мама, поймет ребенка, даже когда общего языка в прямом смысле нет?
Кстати, она через несколько минут присоединилась к нашей компании.
Через «не хочу»
— Маша в нашей семье единственная, у кого проблемы со слухом. И мы, родители, и бабушки-дедушки, и младшая Машина сестренка – мы все слышим нормально…
А с Машей… Очень тяжело всё это переживалось. Долго не могли понять, что с ней не так. Сначала настораживало то, что дочь не всегда реагирует на обращение. Только когда ей исполнилось два года, врачи поставили диагноз: 3-4-я степень потери слуха. Врожденная патология. Почему так произошло – неизвестно…
Конечно, в любой семье, где растет ребенок с какими-то ограничениями по здоровью, первым делом встает вопрос о том, как адаптировать его к многоликому миру, где не все добры и нередко судят людей исключительно по пользе, которую человек приносит обществу. На какую профессиональную деятельность ориентировать ребенка?
В семье Неброевых эта тема, разумеется, тоже обсуждалась. Благо варианты были. Ведь глухие люди, которые во всем остальном здоровы, имеют больше шансов проявить себя, чем инвалиды с поражением других органов. А в случае с Машей, как говорится, сам Бог велел внимательнее присмотреться к возможности спортивной карьеры.
— Поскольку и я тренер, и бабушка у нас тоже тренер, известная теннисистка, мастер спорта Тамара Максимовна Макарова, мы знали, что среди глухих нет теннисистов, — рассказала Машина мама Екатерина Владимировна. — Легкая атлетика и баскетбол развиты, а настольный теннис нет. И когда Маше исполнилось семь лет, я потихоньку стала с ней заниматься. Нередко приходилось преодолевать ее «не хочу». Дочку, конечно, тянуло с подружками в школе побольше общаться, а спорт требовал времени, напряжения, усилий. К тому же информационная грань даже между нами, матерью и дочерью, существует. И она мешает, затрудняет занятия. Бывает, я ей на тренировках объясняю что-то, а оказывается, что она поняла всё наоборот. Однако преодолеваем и это. А в последние годы, когда появились первые захватывающие дух результаты, когда Маша ощутила вкус побед, она иначе взглянула на свою жизнь в спорте.
К слову сказать, две ее школьные подружки, которые начинали в одно время с ней заниматься теннисом, а потом бросили, в этом году вернулись к тренировкам. Конечно, Машин пример их вдохновил. И чего греха таить – ребята немножко ей завидуют.
Заразительный пример
Пока мы беседовали в кабинете со взрослыми, эти девочки тоже пришли посмотреть, как хвалят подружку. А с ними подошел мальчишка-подросток. Послушал-послушал и говорит учительнице:
— Вот это вы виноваты, что не заставили меня когда-то футболом заниматься. А то сейчас был бы такой же известный, как Маша!
Ну, это он пошутил, конечно. Педагог в ответ тоже отшутилась:
— Да кто ж тебе мешал? Сам свой футбол бросил…
Да, многие ученики этой школы связывают жизнь со спортом. Есть здесь и чемпионы мира среди лиц с нарушениями слуха по легкой атлетике, и чемпионы Сурдлимпийских игр 2004 года. А в этом году школа-интернат заняла 3-е место по региону во Всероссийском конкурсе «Олимпиада начинается в школе».
— Пока будет здоровье, пока хватит сил – будем заниматься, — уверяет Машина мама.
А я задала девочке обычный вопрос, который задают всем детям:
— Кем хочешь стать?
— Тренером, — не очень четко, но вполне определенно произнесла Маша.
Ее профессиональное будущее уже действительно ни у кого не вызывает сомнений. После школы – училище олимпийского резерва. Потом спортивный институт. А в перспективе – тренерская работа. Маша так же будет помогать «неуслышанным» талантливым детям найти себя, как ее мама и бабушка.
Татьяна Фомина
Источник: kuzbass85