Они не любят, когда их называют героинями и восхищаются. Они говорят: мы такие же, как все. Москвичка Наталья Присецкая оказалась в коляске задолго до семейной жизни. Несчастный случай, травма позвоночника, информирует «РГ».
— Я хорошо помню, что в 90-х в Москве был один подъемник в «Третьяковке» и один пандус в «Макдоналдсе», — вспоминает она. Будучи в коляске, Наташа счастливо вышла замуж и в 2009 году ждала первого ребенка. Они с мужем и представить не могли, какие препятствия придется преодолеть. Элементарное посещение женской консультации оказалось недоступным: ни пандусов, ни специального медицинского оборудования. Те же проблемы ждали в роддоме. «Мы начали искать информацию на тему материнства с инвалидностью и поняли, что никто этим вопросом не занимается, — рассказывает Наталья, — информация на уровне «сарафанного радио», кто-то где-то когда-то там рожал, и не более». После рождения дочки Кати, Наталья с мужем создали «Катюшу», пока это единственная организация, которая занимается проблемами родителей с инвалидностью.
— Доступ к медицинским услугам и принуждение к абортам на основании факта инвалидности матери были самыми большими проблемами, — рассказывает активная мама. — Восемь лет назад мы провели опрос, и оказалось, что с принуждением к аборту столкнулись более 25 процентов женщин. Цифра нас шокировала. Сегодня политика московского здравоохранения сильно изменилась, мы потратили много сил и времени, но ушли от этих жутких цифр.
Пока «Катюша» работает только в Москве, но побед у нее много. Одна из них — создание единственного в России роддома для особых мам на базе Центра планирования семьи и репродукции на Севастопольском проспекте. «Катюше» удалось решить проблему медобслуживания, теперь врачи приходят к новорожденным детям домой. «Ты не должна брать в мороз ребенка и идти в поликлинику, которая вряд ли доступна колясочникам, — поясняет Наталья Присецкая. «Катюша» добилась выплат для родителей с инвалидностью, внеочередного поступление в сады. «Увы, пока Москва единственный в России регион, который может похвастаться таким уровнем соцподдержки, — говорит Наталья. Сейчас мы добиваемся официального статуса родителя с инвалидностью, вместе с департаментом социальной защиты населения прорабатываем схему помощи со стороны соцработников. Ведь отвезти зимой ребенка в школу или садик на коляске практически невозможно».
Оксана Заикина, руководитель НП «Открытый мир» и проекта www.steptoperfection.ru, тоже активная мама на коляске. Живет в Москве, воспитывает 13-летнюю дочь. Оксана придумала проект-показ «Я продолжаю идти. Сила любви». Про своих участниц говорит тепло и с любовью. » У нас в Барнауле есть мама троих детей — Ирина Яковенко, невероятная красавица, участница наших показов, всех детей она родила, уже будучи в коляске, — рассказывает Оксана. Я неосторожно роняю фразу «прикованы к коляске», Оксана тут же поправляет меня: «Мы не прикованы, мы очень даже подвижны. Однажды меня спросили, а как вы спите, в коляске?». На вопрос — как становятся инвалидом, Оксана отвечает так: многие получают свои травмы из-за активного образа жизни или занятий спортом. «Чаще всего это молодые люди, — говорит она. — Трудности их не останавливают, они устраивают свою жизнь, рожают детей. Но, несмотря на нашу активность, архитектурная недоступность все-таки остается очень большой проблемой. Я за всю свою жизнь так ни разу и не отвела ребенка в сад, не была ни на одном утреннике. Так же в школе: у ребенка выпускной, я ее наряжу, но пойти не смогу, в актовый зал не попасть, а создавать ситуацию, чтобы меня несли на руках по лестнице, совсем не хочется.
Обе активные мамы утверждают, что за последнее время отношение общества к родителям с инвалидностью сильно изменилось. «Когда мы начинали работать, было два полярных отношения — либо ты героиня, которая несмотря и вопреки, или второе — «нищету плодить», — вспоминает Наталья Присецкая. Оксана Заикина уверена, что людям просто не хватало информации. «Когда моя дочь была маленькая, я сама гуляла с ней на площадке и помню негласную мамскую договоренность, когда другие мамы ловили мою убегающие детку и сажали мне на колени».
Наташа живет на пятом этаже обычного дома. Сегодня старшая уже в школе, младшая в садике. Муж отводит детей, а Наташа едет-бежит по делам.
— Сейчас с вами поговорю и поеду выяснять доступность парка «Зарядье», — делится Наталья. — Уроки, плита, работа, все как обычно.