В текущем году заканчивается трехлетний период, за который правительство планировало реализовать комплекс мер по содействию трудоустройству и обеспечению доступности профессионального образования инвалидов. По мнению экспертов Центра ОНФ «Народная экспертиза», несмотря на положительные сдвиги, произошедшие в результате принятых мер, люди с инвалидностью по-прежнему ограничены в выборе профессии и места работы.Поскольку программа «Доступная среда», в рамках которой готовился и принимался Комплекс мер по содействию трудоустройству и обеспечению доступности профессионального образования инвалидов на 2012–2015 гг. (распоряжение правительства от 15.10.2012), продлена до 2020 г., то самое время подвести итоги завершающегося в этом году этапа.
По данным правительства, с начала года (по состоянию на 1 сентября 2015 г.) было создано 7,8 тыс. специально оборудованных рабочих мест для инвалидов, благодаря чему 7,4 тыс. инвалидов смогли трудоустроиться.
Напомним, что в соответствии с Комплексом мер за счет создания специально оборудованных мест в период с 2013 по 2015 г. планировалось довести уровень трудоустройства инвалидов до 14,2 тыс. ежегодно.
Известно также, что 11,2 тыс. инвалидов прошли курсы профориентации, но судить по этой цифре о том, как это повлияло на трудоустройство людей, нельзя – таких данных правительство не приводит.
Для того чтобы оценить, насколько на самом деле удовлетворяются реальные запросы инвалидов в поиске работы, достаточно привести данные Росстата. В соответствии с ними на 1 января 2015 г. в России работают 2,47 млн из 3,89 млн инвалидов, находящихся в трудоспособном возрасте. По тем же данным, по состоянию на 1 января 2014 г. за содействием в поиске подходящей работы обратились 170,8 тыс. инвалидов.
Недостаточное количество рабочих мест для всех желающих далеко не исчерпывает перечень проблем, с которыми приходится сталкиваться инвалидам, когда речь идет об их трудоустройстве. Граждане с инвалидностью жалуются на несоответствие предлагаемых вакансий ожиданиям и образованию, недостаточно развитую систему повышения квалификации и переобучения за счет работодателя или государства. По данным Росстата, только 33,2% людей с инвалидностью полностью довольны тем, как оплачивается их труд, а 48,7 и 18,1% не вполне или совсем не удовлетворены размером своего заработка.
Но первое место среди проблем, которые не позволяют людям с инвалидностью найти себе достойное место работы, по-прежнему принадлежит отсутствию безбарьерной среды. Это показывают результаты мониторингов и экспертных интервью, проводимых Центром ОНФ «Народная экспертиза» на регулярной основе. Специально оборудованное рабочее место для человека с ограниченными возможностями, конечно, важно. Но не менее важны для инвалида возможность добраться до места работы и безбарьерная среда на территории работодателя, то есть пандусы при входе в офис, лифты, туалеты, комнаты отдыха и т.п.
Экспертные опросы Центра выявили еще ряд проблем, которые мешают уже самим работодателям принимать на работу инвалидов наравне с остальными гражданами. Следует напомнить, что для организаций с численностью работников более 100 человек законодательно закрепляется обязательная квота для приема на работу инвалидов, а за отказ в приеме на работу предусматривается штраф. Правда, для сознательных работодателей предусмотрены различные налоговые льготы и субсидии. Однако, во-первых, работодатели зачастую не знают о квотировании рабочих мест для инвалидов и о существующих мерах господдержки. Во-вторых, те, кто с этим порядком знаком, считают, что выделяемые средства не компенсируют реальных затрат на оборудование специализированного рабочего места (расчетный размер субсидии на одно рабочее место в 2015 г. составляет 72,6 тыс. руб.), а получение государственной субсидии на эти цели сопряжено с необходимостью выполнения слишком сложных условий.
К тому же, если сотрудник с инвалидностью по тем или иным причинам уволится, придется вдобавок пройти непростую обратную процедуру по возврату средств. В-третьих, работодателей не устраивает отсутствие государственных дотаций или субсидий на обучение или повышение квалификации сотрудников с инвалидностью. В итоге все бонусы за прием на работу инвалидов не слишком мотивируют работодателей, и зачастую им выгоднее просто заплатить штраф в размере 2-3 тыс. руб.
Казалось бы, в области получения профессионального образования дела обстоят лучше. Мониторинги Центра показали, что в большинстве вузов разработаны специализированные программы обучения инвалидов, а во многих – даже организованы специальные отделы по работе с инвалидами. Но рейды по вузам в разных регионах России, которые Центр проводил совместно с активистами ОНФ в канун вступительных экзаменов в июне 2015 г., показали, что большинство вузов до сих пор остаются физически недоступны для инвалидов, а также наблюдается нехватка как материально-технической базы в учебном заведении, так и специализированных программ обучения и квалифицированных специалистов, владеющих навыками и приемами коррекционно-развивающей работы.
«Содействие трудоустройству и обеспечение доступности профобразования для людей с инвалидностью неслучайно поставлены в один ряд, – отмечает директор Центра независимого мониторинга исполнения указов президента ОНФ «Народная экспертиза» Николай Николаев. – Одно вытекает из другого, и эффективность мер поддержки здесь начинается от учебы и заканчивается трудоустройством. К сожалению, в настоящий момент абитуриент с инвалидностью по факту весьма ограничен в выборе специальностей и вузов, что существенно сужает его возможности в последующем найти себе достойную работу с достойным вознаграждением. Ситуация усугубляется и неспособностью большинства учебных заведений обеспечивать подготовку инвалидов на уровне, гарантирующем их конкурентоспособность. Проблемы нужно и можно преодолеть прежде всего с помощью эффективно разработанных реабилитационных мер. В частности, этому могли бы способствовать ранняя профориентация, обеспечение инвалида специализированными программами образования и техническими средствами реабилитации, способными помочь ему легче усваивать материал. И, определенно, необходимо продумать и внедрить механизмы тесного взаимодействия учебных заведений с будущими работодателями».
Николаев напомнил, что действие программы по созданию специализированных рабочих мест для инвалидов рассчитано только до конца 2015 г., а программу «Доступная среда» решено продлить до 2020 г. Следовательно, необходимо включить в нее дополнительные механизмы обеспечения конкурентоспособности инвалидов на рынке труда, содействия их трудоустройству, в том числе путем выработки дополнительных мер, стимулирующих работодателей к трудоустройству людей с инвалидностью.
Источник: Общероссийский народный фронт