Общественная палата РФ представила результаты всероссийского комплексного мониторинга доступности высшего образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Мониторинг провел исследовательский центр «Особое мнение» совместно с членами Общественной палаты РФ при поддержке Комиссии при Президенте РФ по делам инвалидов, Министерства образования и науки РФ, Министерства культуры РФ и Министерства здравоохранения РФ. При реализации проекта были использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением президента Российской Федерации и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Лига здоровья нации».
Модератором обсуждения выступил председатель комиссии Общественной палаты РФ по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан Владимир Слепак.
С основным докладом выступила Екатерина Курбангалеева, член Комиссии Общественной палаты РФ по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан, директор АНО НИЦ «Особое мнение».
В ходе исследования был выявлен ряд препятствий, мешающих получению высшего образования инвалидами. Лишь каждый 33-й инвалид (3,07%) в возрасте до 30 лет становится студентом, в то время как среди их сверстников, не имеющих ограничений по здоровью, студентом является каждый пятый. Инвалиды составляют всего 0,38% от всех студентов России, при этом существенная их часть (от 63 до 25% за 2010-2016 годы) не заканчивает обучение по различным причинам, а работу на сегодняшний день имеют только 25% инвалидов трудоспособного возраста.
Проблемы зафиксированы на всех уровнях: при выборе вуза, при поступлении, при обучении, при трудоустройстве. Так, инвалидам не хватает необходимой информации об условиях поступления и обучения, потому что только 14% вузов указывают на своих сайтах список необходимых для поступления инвалидов документов. О наличии специальных средств обучения для инвалидов сообщают лишь 31% вузов. Однако при этом подавляющее большинство вузов уже создали версию сайта для слабовидящих – 81% учреждений.
Оказалось также, что инвалид имеет возможность поступать по специальной квоте только в один вуз и на одну специальность, в то время как все остальные абитуриенты имеют возможность подавать документы в 5 вузов по 3 специальности в каждом.
Наконец, получившие специальность инвалиды в вопросе трудоустройства вынуждены полагаться преимущественно на себя: 34% выпускников-инвалидов находят работу самостоятельно, в то время как вуз помогает устроиться на работу 31%.
Владимир Слепак сообщил, что по итогам круглого стола будет подготовлено письмо в правительство Российской Федерации, в том числе профильному вице-премьеру, с перечнем рекомендаций, выработанных на основании проведенного мониторинга доступности высшего образования для инвалидов.
Источник: Вести