На рассмотрении Государственной Думы находится проект федерального закона «О внесении изменений в статью 36 Жилищного кодекса Российской Федерации». Один из авторов законопроекта — член Комитета по Регламенту и организации работы Госдумы Валерий Иванов.
Законопроект обеспечивает юридические основания для работы по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов в жилые дома, большинство из которых не отвечают требованиям доступности для инвалидов. Дома сложившейся застройки редко имеют подъемные платформы и пандусы, которыми инвалиды должны пользоваться при входе в квартиру.
На сегодняшний день в законодательстве сложилась следующая противоречивая ситуация. С одной стороны, федеральный закон от 24 ноября 1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» устанавливает, что Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, в том числе к жилым помещениям. С другой стороны, в соответствии со статьей 290 Гражданского кодекса Российской Федерации и частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме решают вопросы о взведении пандусов и подъемных платформ, поскольку проведение таких работ должно быть одобрено на общем собрании собственников помещений не менее чем двумя третями голосов от общего числа собственников помещений в многоквартирном доме.
Однако в настоящее время участились случаи возражений жителей против установки пандусов, подъемных платформ, а также требований о демонтаже уже установленных устройств. Каждый такой случай ведет к нарушению права инвалида на его беспрепятственное перемещение.
В то же время ежегодно в бюджетах всех уровней предусматриваются государственные и муниципальные расходы на создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации (статья 15 федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).
Предлагаемые изменения статьи 36 Жилищного кодекса РФ нисколько не ограничивают конституционные права собственников на свободное использование принадлежащего им имущества, но обеспечивают соблюдение статьи 15 федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», которая не допускает запретов при проведении мероприятий для беспрепятственного доступа инвалидов к многоквартирным домам.
Источник: Общероссийский народный фронт