Они говорили: «Мы вас возьмем на работу, но как вы будете подниматься на 6-й этаж?»

36-летний Василий Окунев на коляске уже 15 лет. Сейчас он заместитель председателя регионального отделения всероссийского общества инвалидов по организационным вопросам. Раньше работал водителем «Урала» в родном руднике центральном Тисульского района. И до 2003 года переезжать не планировал. Но у судьбы были другие планы. Авария разделила его жизнь на до и после.

Василий попал в ДТП в 100 километрах от районного центра. Ехал по знакомой дороге, которую недавно расчистил грейдер. На повороте его автомобиль слетел с трассы, упал в обрыв прямо на парник возле одного из жилых домов.  Потом молодой человек периодически терял сознание, долго ждал скорую. Три часа добирался до больницы, сутки надеялся на помощь областных врачей.

— У меня травма грудного отдела позвоночника. При таком переломе чем быстрее тебя доставили до врачей, тем у тебя в разы больше шансов ходить.  Но я ждал слишком долго. Потом такое горе наступило… Я даже раньше не представлял, что можно вот так травмироваться и после этого не ходить.  Где-то с год не помню себя совсем. Наверное, только благодаря родителям я выбрался из того состояния. Тогда мама твердо сказала: «Давай договоримся, что дети должны хоронить своих родителей, а не наоборот».

В районной больнице ему поставили пластину, которая вскоре отошла от позвоночника. В Новокузнецке сделали еще одну операцию. Тогда на все вопросы о шансах ходить главный врач отвечал так: «У вас сейчас главная задача — научиться себя обслуживать. Чтобы ни от кого не зависеть».  Так и научился Василий решать на первый взгляд обычные проблемы.

—  Еще на съемной квартире в Новокузнецке, чтобы попасть в ванную, я пересаживался на стиральную машину. Она ведь уже, чем коляска. Легко заезжает в проемы. Любая проблема решаема по мере ее поступления. Руки — то у меня здоровы!  В магазине, например, стал просить большую коробку, в которую входит много товара. Ставлю ее на колени, накладываю туда продукты.

Жизнь в новом статусе

В то время к Василию пришло осознание, что у него начинается другая жизнь, в которой многому еще предстоит научиться. Постепенно появились друзья из того же реабилитационного центра. Вместе они поступили в гуманитарно-технический колледж-интернат, где обучают людей с инвалидностью.

Они говорили: «Мы вас возьмем на работу, но как вы будете подниматься на 6-й этаж?»

— Когда я работал в старательской артели, думал, что всегда буду зарабатывать на жизнь физическим трудом.  Никогда не возникало вопроса, что надо куда-то идти учиться. А когда травмировался, понял, что надо приобретать какую-то другую профессию. Теперь я специалист по рекламе.

Потом был год поиска работы в новом статусе. Вакансии находились, Василия были готовы принять в штат рекламщиком. Проблемой становилось расположение организации. В отделах кадров так и говорили: «Как вы будете подниматься на шестой этаж?»

 — Когда уехал из Новокузнецка, одну зиму я прожил у родителей в деревне. В 2010 году я переехал в Кемерово. Здесь дали квартиру. Живу в доме ветеранов, в нем все доступно. Работаю в региональном отделении ВОИ, где, конечно, тоже есть оборудованный заезд для колясочника. Профессия кардинально отличается от прежней. Если мы готовим какое-то мероприятие, то придумываем логотипы, оформляем грамоты, методички. Вообще колясочник образовывает вокруг себя некую среду, в которой знает, в какой магазин можно попасть, в какую парикмахерскую. Повезло нам, что мы живем в эпоху супермаркетов. Они рассчитаны на то, что человек толкает впереди себя коляску, покупая продукты. Значит и инвалиду там передвигаться легко. Чего не скажешь о других магазинах. Если пойти вдоль по Ленина от вокзала, можно найти такие шедевры пандусов! С деревом посередине, например.

«Когда я приезжаю к родителям, добраться до их дома — целая эпопея»

За 15 лет на коляске Василий успел почувствовать на себе неоднозначное отношение окружающих. Однажды он выронил ключи у подъезда. Они покатились за скамью.

— Тогда человек 6 мимо меня прошли. Сделали вид, как будто стеклянные. Странное чувство, когда обращаешься к человеку, а он делает вид, что тебя не замечает. Но сейчас все же поменялось отношение к людям с инвалидностью. Сами посмотрите, последние лет 5-10 начали говорить о доступной среде. Когда я сломался, об этом никто не вспоминал.

Они говорили: «Мы вас возьмем на работу, но как вы будете подниматься на 6-й этаж?»

Василий давно понял, что приспособиться можно ко всему. Недавно с гражданской женой летали в отпуск во Вьетнам. Оказывается, отдых тоже доступен! Брали на прокат байдарки, ездили на экскурсии, купались в море. Они жили в удобном для колясочника отеле: в нем широкие коридоры, удобное расположение лифта.

— Вьетнамцы — очень позитивные и толерантные люди. Например, местные ребята мне помогали купаться. Махну им рукой, они тут же подбегают, вытаскивают из коляски и буквально «доставляют» до моря. Всегда готовы помочь. Нам очень понравилось. Я бы, может, даже жить там остался, ведь там всегда тепло, — делится наш герой.

О том, что зима — его нелюбимое время года, он тоже понял, оказавшись на коляске. Когда нужно обметать по утрам машину от снега, передвигаться по сугробам или наледи, Василий мечтает о вечном лете.

— Когда я приезжаю к родителям, добраться до их дома — целая эпопея! Везде огромные заснеженные поля. Мой автомобиль не проедет. Оставляем машину, едем по полям на снегоходах. Я деревенский, в квартире мне тесно. Хочу на свежий воздух, хочу собаку. В будущем я очень мечтаю построить дачу.

Доступные увлечения

С самого детства Василий увлекается оружием. Вспоминает, что всегда любил ходить на охоту с отцом и братом.  В моменты, когда тянет на природу, он звонит друзьям. Тогда они собираются в лес пострелять из винтовок.

Они говорили: «Мы вас возьмем на работу, но как вы будете подниматься на 6-й этаж?»

А совсем скоро ему предстоит проверить свою меткость и в соревнованиях. «Стрелять» на этот раз придется шарами на Первенстве Кузбасса по боулингу, который пройдет в Кемерове уже в 3-й раз. В прошлом году Василий уже был участником турнира, в этом году вновь выйдет на дорожку».

— Когда поступило предложение поучаствовать в боулинг-турнире, сразу согласился. Это же повод пообщаться и хорошо провести время! Не сказать, что я профессионально увлекаюсь этим. Просто всегда приятно покатать шары в приятной компании. Однажды меня не пустили в боулинг из-за того, что там специальное покрытие. А коляска якобы может поцарапать пол. А здесь будут специальные соревнования. Для многих инвалидов — это одна из немногих возможностей куда-то выйти. Зачастую они сидят в четырех стенах, общаются только с родными. А здесь встречаются с такими же как они, фотографируются. Это очень важно!

Автор: Анна Егорова

Поделиться в соцсетях

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *