«Долой этот стереотип о сирых и убогих. Да, всякие есть. Но это не значит, что нам жалость нужна. Помощь нужна — это да. Сочувствие, понимание положения. Но не жалость», — о собственной силе духа рассуждает 28 летний кемеровчанин Захар Тихонов. Он видит лишь три строчки в таблице проверки зрения, при этом занимается видеоигровой журналистикой, сведением звука, монтажом видеороликов и даже созданием мультфильмов и айкидо.
«Сильно выделявшийся в толпе»
Когда его спрашивают, как это – быть слабовидящим, он отвечает, что не знает как по-другому. Он так привык с детства: диагноз врожденный. Он ходил в специальный детский сад для ребят с нарушением зрения. А вот в школу пошел обычную.
Любой из дворов в которых мне доводилось тогда гулять был обычным двором 90х. В младшем школьном возрасте были проблемы взаимоотношений. В основном они были связаны даже не со зрением. Почему-то многим было важнее, что я ко всему прочему альбинос, сильно выделявшийся в толпе. И просто этот факт научил меня дружить с теми, кто старше самых активных моих обидчиков. Это имело массу плюсов, сыгравших в дальнейшей жизни.
Везение закончилось после переезда. Новое место, новая школа. Во втором классе впервые пришлось вливаться в сложившийся коллектив, который не особо хотел меня в нём видеть. Доходило до банального. В классе довелось быть единственным, кто плохо видел. Сидеть за первой партой было необходимо. Но никто из детей не хотел уступать. И родители этих учеников не могли объяснить своим детям, что кому-то их место правда нужнее. Наверное, их можно понять. Но, откровенно говоря, так в полной мере и не смог.
В итоге после очередного обследования в офтальмологическом отделении областной больницы Захару порекомендовали школу для детей с нарушением зрения.
«Маршрутка в моем случае – интересный квест…»
Когда я ездил в школу, обычно всегда находились люди, которым моя маршрутка тоже была нужна. Автобус останавливали они. Иногда тормозил и сам, если он медленно ехал. В темное время суток, конечно, сложнее. Подсветка далеко не всегда помогает различить номер маршрута. Как можно подсвечивать красную цифру на желтом же фоне? Вот и приходится или спрашивать у людей, или ждать, когда подъедет ближе. Маршрутка в моем случае – всегда интересный квест. Бывало, уезжал не на той. Но потом мне повезло. Наша школа переехала на Ленинградский проспект, куда ходила «единица». А это большой автобус, который можно только с «восьмеркой» перепутать. Стало намного легче.
Однако транспорт все равно остается для Захара одной из самых больших трудностей. Как и обычный поход в супермаркет.
Ценники в магазинах мелкие. А вот момент с самообслуживанием, когда надо купить, например, овощи или фрукты в крупной торговой сети- хуже всего. Когда стоишь перед весами, а за тобой большая очередь собралась, пока в списке ценников найдёшь нужный и разглядишь код.
Молодой человек нашел выход из этой проблемы. Он просто покупает эти продукты на рынках или в тех магазинах, где такой системы нет.
«Я рад, что в моей жизни был физфак»…
После школы Захар поступил на дневное отделение физического факультета кемеровского вуза.
У физиков нет заочного обучения, и в этом проблема. Если в школе можно было сесть за первую парту, а непонятные моменты разобрать с учителем, в вузе все немного по-другому. Преподаватель пишет на трех досках одно уравнение, плюс что-то объясняет. Это очень сложно для восприятия. Поэтому я перешел на полудомашнее обучение. Это ведь еще и дополнительная нагрузка на зрение. Если учебник новый, ты ищешь его аналог в интернете, чтобы прочитать с увеличенным шрифтом, а если такого аналога нет или учебник старый – сидишь с линзой часами. Я доучился до середины третьего курса, а потом забрал документы. Но я рад, что моей жизни был физфак. Эти знания до сих пор пригождаются мне в жизни. Учиться планирую продолжать, хочу больше знаний в области анимации.
«Гитара тем и хороша, что ты на нее не сморишь…»
Сейчас Захар чаше всего работает на дому: монтирует, занимается сведением звука.
Все началось в 14 лет. Когда я увлекся гитарой, у меня оказался очень хороший учитель Евгений Анатольевич Полюцкий. Он был заведующим музыкальной частью в театре драмы. Поэтому я варился во всем этом, разбирался с аппаратурой. Мой преподаватель научил меня еще и петь. Я ему очень многим обязан, наверное, в своей жизни.
В 2010 году Захар в составе трио стал лауреатом на всероссийском фестивале «Бабье лето». Детское увлечение музыкой стало частью профессии. Сейчас молодой человек работает внештатным консультантом по игре на гитаре и вокалу в центре детско-юношеского туризма, ездит в другие регионы и города для работы на фестивалях бардовской песни.
Если ты хочешь чему-то научиться, ничего тебя не остановит. На моей памяти были абсолютно слепые люди, которые учились играть на гитаре. Гитара тем и хороша, что ты на нее не смотришь. Впрочем, как и на любой другой инструмент. Я играю еще на фортепиано, на трубе. С начальной школы выступал в школьном оркестре. Плохое зрение компенсируется хорошим слухом. Еще и поэтому я занимаюсь сведением звука. То есть мне присылают фонограмму, ее надо красиво подтянуть, свести, это и делаю. Это еще один источник моего дохода.
«Сила духа — это способность находить себя в сложной ситуации»
Окружающий мир вдохновляет, даже если его плохо видишь. Захар занимается айкидо, имеет третий взрослый разряд по пешему туризму. Горы Кавказа, Кузнецкий Алатау — это места силы и, возможно, его вдохновения. На вопрос о том, куда может сходить слабовидящий, не выезжая из города, Захар отвечает:
У нас постоянно проходят какие-то музыкальные концерты, спектакли. В кино можно сходить! Конечно же, библиотека для слабовидящих всегда открыта. Плюс там не только книжки со шрифтом по Брайлю лежат. Аудиокниги можно слушать или брать на дом. Там же проходят концерты, конкурсы, творческие встречи. В обществе слепых работает специальный спортзал, открыты курсы компьютерной грамотности. Это в любом случае нужно, это возможность общаться!
Несмотря на трудности, связанные с чтением и набором на клавиатуре, молодой человек предпочитает общаться и по смс и в социальных сетях.
Слабовидящим очень сильно повезло с эпохой. Возможность в телефоне настроить размер шрифта, посмотреть крупно нужный адрес, проходящий транспорт, даже меню в кафе, если оно написано мелким шрифтом. А если додуматься использовать камеру смартфона, как своего рода линзу- это сильно упростит жизнь.
Автор: Анна Егорова