Спортивный арбитражный суд в Лозанне (CAS) отклонил иск Паралимпийского комитета России, оспаривавшего его временное исключение из Международного паралимпийского комитета. Это означает, что Россия не выступит на летней Паралимпиаде-2016 в Рио. Страна получила новый и, возможно, не последний удар в «большой допинговой войне». От нашей реакции зависит дальнейший ход «боевых действий».
Решение Спортивного арбитража, похоже, стало большой неожиданностью для российских чиновников. Уже после вчерашнего заседания появились сообщения, что тон дискуссии был очень доброжелательным — и в России явно ожидали положительного исхода. Наказание паралимпийцев действительно выглядит жестоким (тем более что «летних» атлетов наказали за «зимних»). И выглядит скорее как своеобразная «месть» за допуск на Игры наших олимпийцев.
Вспомним, что допуск олимпийской сборной России в Рио, пусть и не в полном составе, вызвал бурную негативную реакцию у значительной части международного спортивного сообщества. Ее квинтэссенция — исполненное крупнейшим германским таблоидом Bild обещание не учитывать в общем зачете российских медалей. Некоторых российских спортсменов в Рио публично обвиняли соперники и освистывала публика.
На таком фоне паралимпийцев политически отстранить оказалось легче — к ним очевидно меньше внимания и в мире, в самой России.
Против нас как бы ввели «маленькие» спортивные санкции, после того как не решились ввести «большие».
Но, как и в случае с «политическими» санкциями, им предшествовали конкретные события. И это решение, к сожалению, возникло не на пустом месте.
Важно понимать, что наши легкоатлеты и тяжелоатлеты не попали на Олимпиаду-2016 не из-за доклада Макларена, а за систематическое употребление допинга. А в случае с легкоатлетами — за подкуп чиновников IAAF с целью сокрытия фактов допинга. Тогда как паралимпийцев наказали именно по мотивам доклада комиссии Макларена.
Решение Паралимпийского комитета, как бы цинично это ни звучало, в определенном смысле выгодно МОК. С одной стороны, МОК теперь может говорить: «Мы-то русских допустили, а к Паралимпийскому комитету отношения не имеем». С другой стороны, МОК может кивать на то, что «русские все-таки наказаны за допинг». Тем более что формальные основания для допуска россиян на Олимпиаду и недопуска на Паралимпиаду — разные.
Недопуск наших паралимпийцев в Рио означает, что забыть о докладе комиссии Макларена, на основании которого было принято это решение, уже не получится. Как и о дальнейшем расследовании его комиссии. В докладе упоминаются десятки случаев возможной подмены проб паралимпийцев на Играх-2014 в Сочи. Если в ходе дальнейшего расследования будет доказано, что подмена проб в Сочи проводилась и в отношении олимпийцев (такие обвинения там тоже содержатся), Россию ждет вероятное отстранение в полном составе от зимней Олимпиады-2018.
Но, главное, довести до конца расследование комиссии Макларена становится теперь делом чести и для самой России — чтобы либо снять с себя все обвинения и подозрения, либо, если это правда, признать ее и сделать под международным контролем шаги, исключающие повторение таких эксцессов.
Тем не менее при всем негодовании не стоит считать, что отстранение наших паралимпийцев – дело сугубо политическое. Глава Международного паралимпийского комитета Филип Крейвен довольно четко объяснил, почему они решили отстранить Россию от соревнований: «Я считаю, что российские власти катастрофически подвели своих паралимпийцев. Их подход «медали важнее морали» мне отвратителен», — говорил 7 августа глава МПК, объявляя о приостановлении членства Паралимпийского комитета России (Крейвен сам передвигается в инвалидной коляске и хорошо понимает реакцию людей с ограниченными возможностями на такое решение).
Последняя фраза в его высказывании — ключевая. Важно понимать, что Паралимпиады совсем не то, что традиционно предшествующие им Олимпийские игры.
Паралимпийские игры – это вообще «не про медали». Тут на первый план однозначно выходит торжество человеческого духа, не сломленного обстоятельствами.
Если на обычных Олимпиадах старый олимпийский принцип «Главное не победа, а участие» уже давно затерся и потерял изначальный смысл от частого употребления и реальной фальши (за неофициальным медальным зачетом следят все страны), то для Паралимпиад он более чем актуален.
На любой Паралимпиаде медали можно вручать каждому просто по факту участия. За несгибаемое мужество, за проявленную силу духа, за оптимизм, вопреки жизненным обстоятельствам. Так эти соревнования задумывались их основателем, доктором Людвигом Гутманом. Такими, по большому счету, остаются они и сейчас. Россия же, если верить версии МПК о массовой фальсификации допинг-проб в Сочи, получается, подменила и предала саму идею Паралимпиад. Не атлеты — чиновники. Поставили медальный план выше торжества человеческого духа.
За это, как пытался объяснить сэр Филип Крейвен, нас и наказывают. Очевидно, Спортивный арбитраж в Лозанне счел его объяснения убедительными.
Хотя по отношению к спортсменам, для многих из которых это решение означает конец карьеры, а сам спорт гораздо важнее, чем для обычных олимпийцев, можно было бы и проявить милосердие.
Дать шанс выступить в Рио, обязав российские власти оказать полное содействие дальнейшему расследованию комиссии Макларена. И наказать виновных, если будет доказана их вина. В данном случае обычное человеческое великодушие могло бы стать «смягчающим обстоятельством». Опять же для наших спортсменов, но не для чиновников.
Как же нам реагировать на эту беду — будем называть вещи своими именами? Для России лучшей «местью» (а многие россияне на форумах и в соцсетях оперируют именно такими категориями, размышляя, как эффектнее отомстить международным спортивным организациям) стало бы качественное изменение отношения к инвалидам в нашей стране.
История с отстранением от соревнований наших паралимпийцев показала, как много у нас в стране сочувствующих инвалидам людей. Петицию с требованием допустить российскую паралимпийскую сборную до Игр в Рио-де-Жанейро, размещенную на Change.org, подписали больше 100 тыс. человек.
Мы действительно в силах обратить во многом справедливое негодование в реальную помощь инвалидам. Бесконечные пустые разговоры о безбарьерной среде — в масштабную общественную кампанию по строительству пандусов. Привычные заявления политиков и чиновников в стиле «наших бьют» — в общественные инициативы прокремлевских организаций и политических партий по сбору средств на помощь инвалидам.
Радикально повысить толерантность к инвалидам на всех уровнях общества — от детских садов до заведений общепита – с помощью того же телевидения, которое сейчас рассказывает о «бесчеловечном» решении международных спортивных чиновников.
Мы сами способны сделать так, чтобы Паралимпиада для наших спортсменов не была единственной отдушиной в их совершенно беспросветной жизни. И уж точно не приносить в жертву национальному тщеславию и медальным планам судьбы людей, каждую секунду сражающихся с тяжелыми недугами.
Источник: Газета.Ру