«Действующий механизм квотирования для трудоустройства инвалидов не является тем единственным инструментом, который позволит нам эффективно решать задачу занятости», — об этом сказала в среду заместитель Председателя Государственной Думы России Людмила Швецова, выступая на заседании Комиссии по делам инвалидов при Президенте РФ.
Людмила Швецова отметила, что «численность работающих инвалидов составляет всего 17,8% в общей численности инвалидов, при этом пенсионного возраста — 11,6% в общей численности инвалидов. Из 2,5 млн. инвалидов, находящихся в трудоспособном возрасте, работает только 805,3 тыс. человек. Многие инвалиды, которые хотят работать, но не имеют этой возможности из-за множества препятствий».
Среди последних Швецова назвала «неготовность системы профессионального образования, недостаточную эффективность работы службы занятости, ограниченный доступ инвалидов к транспортной инфраструктуре, отсутствие специально оборудованных рабочих мест для инвалидов, неконкурентоспособность инвалидов-работников при росте требований работодателей к уровню и профессиональной квалификации работников — проблемы квотирования».
В связи с этим, как считает Людмила Швецова, «необходимо рассмотреть различные варианты стимулирования работодателей, предоставления им права выполнения квоты для трудоустройства инвалидов альтернативными вариантами (аренда специализированных рабочих мест, предоставление заказов на работы или услуги другим работодателям, в целях обеспечения занятости инвалидов).
Людмила Швецова подчеркнула, что, «говоря о повышении доступности образования и трудоустройства инвалидов, в основе всего должен быть заложен простой тезис: инвалиды это неотъемлемая часть общества, равные среди равных, они также хотят получить образование и работать, и государство должно предоставить им гарантии реализации их права на труд».
В то же время она отметила, что «для реализации своего права на труд инвалид должен быть конкурентоспособен на рынке труда, а это значит, он должен получить комплексное сочетание медицинской программы, социальной поддержки и качественного профессионального образования, которому предшествует среднее образование и дошкольное. Это все звенья одной цепи. И если выпадает хоть одно, положительного результата достичь не удастся».
Одной из серьезных причин успешной занятости инвалидов, по мнению Л. Швецовой, является «разрыв» между уровнями образования, профессиональной подготовки и занятостью инвалидов».
«На стадии дошкольного и среднего образования законодательство формирует только самые общие рамки госрегулирования вопросов образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), а полномочия спускаются на региональных уровень, — говорит вице-спикер Госдумы. — А без поддержки с федерального уровня реализовать возможности и доступность получения образования для детей-инвалидов в регионах будет затруднительно».
Как отмечает Людмила Швецова, «в регионах не хватает детских садов и школ компенсирующего вида. В 2012 году в стране насчитывалось всего 1075 садов компенсирующего вида, что составило 2,34% от численности всех учреждений дошкольного образования, а садов присмотра и оздоровления — 528 или 1,15 % от всех учреждений. При этом, 4,1% детей не могут посещать дошкольные учреждения по состоянию здоровья».
По мнению Л. Швецовой, «уже здесь мы теряем возможность «вытянуть» ребенка насколько возможно из болезни, потому что, именно раннее вмешательство, именно этот возраст должен максимально возможно использоваться для «исправления», для реабилитации, для освоения навыков».
В связи с этим вице-спикер Госдумы признала, что «при рассмотрении проекта закона «Об образовании», была упущена важная деталь, а именно: целевой группой в новом ФЗ об образовании являются дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), а специальные условия для обучения детей-инвалидов в нем не оговариваются; было введено инклюзивное образование, но условия его развития не созданы».
Людмила Швецова предложила дать поручение Министерству образования и науки внести соответствующие поправки в закон.
Она также особо отметила катастрофические последствия от сокращения числа коррекционных детсадов и школ. По мнению Швецовой, «это приводит к разрушению уникальной медико-педагогической базы, которая необходима для развития не только коррекционного, но и инклюзивного образования, приводит к тому, что детям-инвалидам не обеспечиваются гарантии на получение качественных образовательных, медицинских и социальных услуг и, нивелируются функции трудового обучения, позволяющего перейти к профессиональному обучению».
По данным вице-спикера Госдумы, «начиная с 2000 г. общее число коррекционных школ в стране сократилось на 218 ед., с 2011 г. по 2012 г. — на 29 ед. В 2012/13 г. не было открыто ни одного вновь построенного коррекционного учреждения».
Людмила Швецова убеждена, что «задачей российской образовательной политики должно стать повышение роли специального образования и придание специальным (коррекционным) учреждениям статуса ресурсных центров для развития инклюзии. В противном случае для значительного количества обучающихся с ОВЗ, а также детей-инвалидов право на доступное и качественное образование, установленное отечественным законодательством, не будет обеспечено в принципе».
Источник: пресс-служба депутата