Оля: «Я могу вдохновлять»

Ольга Стволова из Новосибирска оказалась в инвалидном кресле в 9 лет: много болела и простывала, а потом угодила в больницу с эпидуритом, который врачи вовремя не заметили. Ноги отнялись совсем, и следующие 20 лет девушка практически не выходила из дома. Даже сходить в магазин за одеждой и косметикой не могла — практически нигде в городе не было доступной среды. Счастьем стало открытие «Меги» и «Икеи» — вот где Оля могла относительно самостоятельно побродить среди витрин.

564468968556

А в 2013 году Оля из домоседки превратилась в одну из самых заметных активисток города, которая как никто много делает для интеграции в нормальную жизнь людей с инвалидностью. «Три года назад я ничего такого представить не могла. Сидела, никого не трогала. Представляете мизансцену: я дома, вижу папу-маму, и у меня, такой энергичной, нет никаких друзей. Как все изменилось? Я посмотрела телеканал “Дождь”, увидела всех этих прекрасных людей, которые что-то важное вокруг себя делали, и поняла, что я тоже должна что-то делать, — вспоминает Оля. — Если они меня вдохновили на что-то, то я тоже могу кого-то вдохновить, подумала я».

Кроме магазинов Оля вдруг открыла для себя новосибирские театры, сначала оперный, где после реконструкции установили подъемники, затем — драматический «Старый дом», спектакль «Трилогия» которого стал ее первой и страстной театральной любовью. Тогда Оля придумала проект «Один+1»: посещала спектакли, концерты, выставки и другие культурные мероприятия, а потом описывала, как в филармонию, театр или музей может попасть человек на коляске. Она тестировала окружающую среду на доступность и милосердие к тем, кто не может ходить, иногда с помощью друзей и волонтеров снимала это на видео. Постепенно она приучила людей, которые попадали в орбиту ее деятельности, что человек в инвалидном кресле имеет право бывать где угодно, и помочь ему в этом — не обуза, а радость для окружающих.

А потом увлечение театром переросло в занятие театром, и теперь ее главный проект — интеграционная студия «Особенный ТИП», которую она придумала и делает с режиссером Галиной Пьяновой из «Старого дома», актрисой Олесей Соколовой оттуда же, продюсером Юлии Чуриловой и при поддержке Ротари клуба «Новосибирск — Инициатива» и Новосибирского отделения Союза театральных деятелей РФ.

78694893

Их первый и единственный (пока) выпущенный спектакль — «Ангел с усами» по пьесе Тонино Гуэрра. «В нашем проекте заняты очень разные и яркие люди. Например, есть Дмитрий Батяев, у него ДЦП, он рок-музыкант, работает звукорежиссером, играет на гитаре, и это несмотря на то, что после аварии, которая произошла с ним несколько лет назад, ему сложно управлять руками, кистями рук, — объясняет Оля. — У нас есть Владимир Логинов, очень сильный и красивый человек с особенностями зрения. Ему сделали операцию, после которой к нему вернулось зрение, но ненадолго. Мне сложно представить, что испытывает человек, который теряет какую-то важную возможность, затем обретает ее и снова теряет. Но Вова очень спокойный и уверенный в себе, играет на гитаре, сочиняет песни, исполняет их. Общение с такими людьми меня вдохновляет. Я смотрю, слушаю, взаимодействую с ними и сама становлюсь сильнее».

«Особенный ТИП» объединил людей с разным уровнем здоровья, детей и взрослых, профессионалов театра и любителей, которые раньше никогда не всходили на театральные подмостки. Несколько месяцев упорных вечерних и перетекающих в ночь репетиций, поиски общего языка и денег на постановку дали ошеломительный результат. Премьера «Ангела с усами» собрала полный зал, спектакль показали несколько раз на разных площадках и собираются показывать дальше — создатели уже убедились, что их работа востребована у публики.

Оля при этом не отрицает сложностей, связанных со студией. «Все же дико капризные. Иногда так с людьми сложно, и мне бы хотелось какой-то маленький проектик, в котором я отвечаю только за себя и за того парня. С нормальным, надежным, непсихованным человеком, с которым можно договориться, — говорит она. — Мне же дико нравится репетировать, а не все готовы делать это много. Это, может быть, плохо, но если я делаю дело, я буду делать только его. Я не могу сказать, что не приду не репетицию, потому что хочу поехать отдыхать. А есть люди, которые могут. И сложно, если у них такой приоритет».

856+56+6+

За пару лет Оля стала по-настоящему медийной персоной, и некоторые поэтому упрекают ее в эгоцентризме и самопиаре, но она просто любит жизнь, любит быть счастливой и не стесняется показывать этого. «Я привыкла знаешь к чему? Что когда что-то хочешь — говори. Обычно складывается само. Я чего-то хочу — и оно притягивается, — делится она. — Я, конечно, впахиваю, но сначала я должна поработать очень много над тем, что во мне. Когда ты представляешь, чего ты хочешь, то притягиваешь к себе энергию. Это самая главная работа».

Мотивация у нее простая: она почувствовала, что может менять мир, помогать, быть кому-то нужной. «Зачем мне все эти люди в студии “Особенный ТИП”, если они отвлекают от меня внимание? Да я же даже главной роли не играю в спектакле! — смеется Оля. — Мне просто все это нравится, это интересно, но это не только для меня. Я в этот процесс вовлекаю других людей и помогаю им меняться. А то, что они иногда мозг выносят — ну, нормально. Если ты делаешь что-то для других, то должна учитывать их желания, должна учиться делать так, чтобы им было комфортно, интересно, и они раскручивали себя сами».

Главное же, что она не хочет «ходить за артистами с ложечкой и гладить по головке». «Мы можем дать им удочку, научить их быть самостоятельными. И они становятся. Мне важно показать людям с инвалидностью, что у них очень много ресурсов и сил, а они просто ленятся, и делать этого не должны, — уверена Оля. — Я показываю это своим примером, потому что хожу на все репетиции. Если они начинают ныть, я говорю: ну, нойте. И иду вперед».

563

Со стороны кажется, что она не просто идет, а несется вперед как маленький, блестящий паровоз, и тянет, тянет, тянет за собой других людей. Ее новая идея — Летняя школа «Особенного ТИПа» с новым набором участников и новый спектакль. Ей важно, чтобы новички были еще более мотивированными и готовыми к напряженной работе, потому что их студия — не просто развлечение и место социализации для инвалидов. Оле очень хочется делать по-настоящему достойное театральное событие и, конечно, менять окружающую действительность.

«У таких студий есть два пути. Путь развлечений, когда люди просто делают какой-то миленький спектакль, им хлопают — и хорошо. Но я-то хочу общество менять. Поэтому, с одной стороны, нужно, чтобы с нами работал хороший режиссер на хорошем материале, — утверждает Ольга. — С другой стороны, я очень хочу дать людям с инвалидностью пинка, потому что они привыкают себя жалеть, а этого делать нельзя».

446389863

Звучит жестко, но ведь она сама не жалеет себя, и остальные артисты тянутся за ней: «Ребята в спектакле работали на 150%. Мы репетировали по пять раз в неделю до 12 часов ночи, и они не обращали внимание на свои болячки».

Режиссерам тоже нужно понять, что брать таких артистов в свои проекты — это не просто социальная нагрузка, считает Оля, а профессиональный вызов, да и зрителям это интересно: «После спектакля все идут обниматься с нами, и знакомые, и незнакомые, дарят нам подарки, толпы зрителей залазят на сцену целоваться с нами. Мы не играем при пустых залах, потому что этот спектакль имеет художественную ценность. Почему мне важно делать это на таком уровне? Потому что мне важно промывать мозги всем: и зрителям, и артистам, которые должны понимать, что к себе надо относиться серьезно. Им надо пахать и именно так, чтобы завладеть умами».

Источник: dislife

Поделиться в соцсетях

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *