Эксперты Общероссийского народного фронта выступили против подготовленного Минэнерго проекта постановления о дифференциации тарифов на электроэнергию для населения. Они просят премьер-министра правительства РФ Дмитрия Медведева не подписывать этот документ, который по сути является переизданием социальной нормы потребления электроэнергии, получившей в народе негативное название «энергопаек», введение которой проигнорировали на сегодняшний день все без исключения регионы. Вместо того, чтобы в очередной раз залезать в карман к простым гражданам, Минэнерго могло бы поискать резервы для модернизации отрасли и оптимизации тарифов для бизнеса внутри самой сферы энергетики. Позицию ОНФ поддержали представители Счетной палаты и исполнительных органов власти регионов.
К таким выводам пришли эксперты рабочей группы ОНФ «Качество повседневной жизни» по итогам обсуждения проекта постановления правительства с участием сотрудников профильных министерств и ведомств, депутатов Госдумы, представителей региональных властей, бизнес-сообщества и самих потребителей.
В 2013 г. Народному фронту при поддержке президента РФ, лидера Общероссийского народного фронта Владимира Путина удалось остановить введение в стране социальной нормы на электричество, которая из-за слабой проработки вела к простому повышению тарифов и увеличению финансовой нагрузки на граждан. Пилотные проекты, организованные в нескольких регионах для обкатки механизма, по сути, провалились.
Однако кабинет министров подготовил новый документ – проект постановления о дифференциации тарифов. Общественное обсуждение документа на сайте regulation.gov.ru завершилось 7 декабря, и теперь премьер-министр в любой момент может поставить под ним подпись, придав постановлению законную силу. Однако активисты ОНФ советуют премьер-министру не торопиться: данный проект изменил только название и сохранил все недостатки фактически отмененной социальной нормы потребления и может привести к социальному взрыву в стране в сложившейся экономической обстановке.
Как и «энергопаек», дифференцированный тариф под предлогом решения проблемы перекрестного субсидирования (когда предприятия платят больший тариф по сравнению с гражданами) призван ограничить потребление человеком электроэнергии. Различия, по сути, два. Первое – размер «энергопайка» раньше устанавливал регион (он мог составлять от 50 до 190 кВт/ч), а теперь это делает федеральный центр – 150 кВт/ч. Второе – раньше размер потребления рассчитывался на одного человека, а теперь будет – на домохозяйство (на всю семью). Согласно проекту постановления, возможностью оплатить электроэнергию по
минимальному тарифу со скидкой 2% воспользуются потребители с ежемесячным объемом потребления до 150 кВт/ч, при потреблении свыше 150 кВт/ч, но до 600 кВт/ч в месяц стоимость электроэнергии увеличится на 12%, а если домохозяйство потребляет выше 600 кВт/ч в месяц, то будет платить уже на 52% больше.
Эксперты ОНФ отметили, что наиболее болезненно предложенный механизм ударит по многодетным семьям. По оценкам экспертов, озвученным на площадке ОНФ, средний размер потребления для семьи из пяти человек может варьироваться от 350 до 750 кВт/ч в зависимости от климатических условий, состояния жилищного фонда и пр. Не учтено также, что инвалиды и пенсионеры много времени проводят дома и, соответственно, потребляют больше энергии. Помимо этого, в постановлении не устранены основные замечания ОНФ, которые высказывались в адрес механизма соцнормы, – о необходимости учета специфики регионов, климатических условий, экономических особенностей и других факторов.
«По сути получается, что Минэнерго таким образом пытается подвигнуть людей как можно меньше пользоваться электричеством и лишний раз задумываться, стоит ли включить лампочку или телевизор. Вы хотите загнать людей в каменный век? Снизить покупку бытовой техники? Убедить семьи иметь поменьше детей? Или навредить энергетике в целом, ведь у нас сейчас загрузка генерации и без того на уровне 48%», – сказал эксперт рабочей группы ОНФ «Качество повседневной жизни», депутат Госдумы Валерий Гальченко.
Представитель Минэнерго РФ Андрей Максимов согласился с тем, что введение дифференциации тарифов приведет к росту платежей граждан. Кроме того, он сообщил, что главы регионов всячески саботируют введение соцнормы. Однако участники совещания объяснили чиновнику, что губернаторы не саботируют решения Минэнерго, а защищают от этих непродуманных решений своих жителей.
«Мы не увидели, что Минэнерго готово с цифрами в руках доказать регионам эффективность и необходимость введения новой системы. А проводить эксперименты – для этого снова нужно время. Дифференциацию тарифов предлагают ввести уже летом 2016 г., а апробацию так и не провели», – отметил представитель правительства Тульской области Владимир Васильев. Чиновники правительства Подмосковья также обратили внимание на то, что в проекте постановления много неясного. И один из важнейших моментов состоит в том, что документ лишает регионы права решать, вводить им у себя дифференциацию тарифов или нет.
Также участники совещания обратили внимание на то, что Минэнерго так и не представило положительные результаты применения социальной нормы в пилотных регионах и не доказало на конкретных примерах, что это привело к снижению перекрестного субсидирования. А член регионального штаба ОНФ в Ростовской области Михаил Попов сообщил, что в его регионе эксперимент с введением соцнормы никак не повлиял на ситуацию в экономике.
Позицию ОНФ поддержал и представитель Счетной палаты РФ Олег Чернявский. По его словам, такие решения, как введение дифференцированных тарифов, должны базироваться на результатах мониторинга пилотных регионов, которые до сих пор не удалось получить даже самой Счетной палате. При этом до конца не понятно, согласован ли проект постановления со всеми заинтересованными и ответственными ведомствами. Чернявский отметил, что такое решение должно быть просчитано тысячу раз и только на тысячу первый – принято с учетом всех возможных рисков и последствий.
Одной из основных целей дифференциации тарифов является сбор с граждан дополнительных 22 млрд руб. для снижение перекрестного субсидирования в энергетике. При этом участники совещание обратили внимание на то, что можно обойтись без дифференциации тарифов за счет повышения эффективности трат энергокомпаний.
«Например, рыночная стоимость строящегося офисного центра для центрального аппарата государственного на 100% ОАО «Системный оператор Единой энергетической системы» на участке в 5 га площадью 50 тыс. кв. м, по оценкам экспертов, составляет примерно такую же сумму – около 20 млрд руб. Компании, живущей на отчислениях с тарифа, позволяют в такое сложное для экономики страны время строить офисный дворец для тысячи сотрудников, в то время как к эффективности ее деятельности большие вопросы: снижение коэффициента использования мощностей, неэффективное управление загрузкой ЕЭС и, как результат, повышение затрат на обслуживание энергетического сектора», – обратил внимание представитель совета Национальной ассоциации инфраструктур (модернизация ЖКХ), эксперт рабочей группы ОНФ «Качество повседневной жизни» Максим Соловьянов.
«Получается, что результатов соцнормы мы не видим, цифры не дают, вместо этого мы получаем еще более непрозрачный механизм. Позиция ОНФ состоит в том, что пока энергосистема не заработает эффективно и прозрачно для всех потребителей, вводить новые правила тарификации нельзя, так как это вызовет социальное напряжение и негативно скажется на экономике страны», – резюмировал Валерий Гальченко.
По итогам обсуждения решено направить письмо премьер-министру правительства РФ Дмитрию Медведеву с просьбой не подписывать постановление о дифференцированном тарифе до тех пор, пока механизм не будет проработан и апробирован в территориях, а необходимость его введения доказана на цифрах. Кроме того, активисты ОНФ обратятся в Счетную палату РФ и Минэкономразвития с просьбой провести комплексную проверку финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Системный оператор Единой энергетической системы» на предмет целесообразности производимых ею трат и эффективности деятельности компании.
В экспертном совещании рабочей группы ОНФ «Качество повседневной жизни» приняли участие эксперт рабочей группы ОНФ «Качество повседневной жизни», депутат Госдумы Валерий Гальченко, начальник отдела развития нормативной базы отрасли Министерства энергетики Российской Федерации Андрей Максимов, директор департамента по экспертно-аналитической и контрольной деятельности в области расходов федерального бюджета на топливно-энергетический комплекс, транспорт, дорожное хозяйство Счетной палаты РФ Олег Чернявский, заместитель начальника отдела государственного регулирования тарифов в электроэнергетике Департамента государственного регулирования тарифов, проструктурных реформ и энергоэффективности Минэкономразвития РФ Алексей Косотуров, первый заместитель председателя комитета Госдумы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Александр Бурков, заместитель министра, начальник контрольно-аналитического управления Министерства тарифного регулирования Калужской области Галина Кузина, руководитель общественной организации по защите прав собственников жилья «Наш дом», член регионального штаба ОНФ в Брянской области, член региональной группы ОНФ «Качество повседневной жизни» Светлана Калинина, директор НП «Совет производителей энергии» Игорь Миронов, эксперт рабочей группы ОНФ «Качество повседневной жизни», член Ассоциации юристов России Ирина Арефьева, ведущий аналитик Института общественного проектирования Евгений Огородников и другие.
Источник: Кидшер