Международный день инвалидов отмечается во всем мире ежегодно 3 декабря в соответствии с резолюцией 47/3 Генеральной Ассамблеи от 14 октября 1992 года с целью повышения осведомленности и мобилизации поддержки важных вопросов, касающихся включения людей с инвалидностью, как в общественные структуры, так и процессы развития.
По данным ПФР, по состоянию на 1 сентября 2015 года в Российской Федерации насчитывается 12,45 млн инвалидов. Доля инвалидов отдельных групп в общей численности инвалидов составляет: I группы – 12,3% (1,53 млн человек), II группы – 48,4% (6,03 млн человек), III группы – 34,5% (4,29 млн человек), дети-инвалиды – 4,8% (0,6 млн человек).
Приведение российского законодательства в соответствие с Конвенцией ООН о правах инвалидов
Правительством Российской Федерации на протяжении последних лет ведется планомерная работа по совершенствованию российского законодательства, направленная на улучшение положения инвалидов.
В конце 2014 года принят системный Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов». Он вступает в силу с 1 января 2016 года.
Законом определены обязательные для исполнения всеми собственниками объектов и поставщиками услуг конкретные обязанности по созданию инвалидам равных со всеми их получателями условий жизнедеятельности. Одновременно федеральный закон дает полномочие федеральным министерствам определить порядки создания этих условий.
Документ устанавливает недопустимость дискриминации по признаку инвалидности. Принятые порядки создают правовую базу для значительного расширения возможностей по защите прав инвалидов, в том числе, в административном и судебном порядке.
Сотрудники различных учреждений и организаций будут обязаны оказывать содействие инвалиду в получении определенной услуги или доступа к ней. Нововведения будут вводиться дифференцированно: отдельно для инвалидов по слуху, отдельно – по зрению и так далее. К примеру, для слабовидящих все органы власти и организации, предоставляющие услуги населению, будут обеспечивать помощь сопровождающих лиц, дублирование текстовых сообщений голосовыми сообщениями, оснащение объекта знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и др.
Законом предусмотрены условия совершенствования механизмов реабилитации, а также установления групп инвалидности, что позволит сделать медико-социальную экспертизу и реабилитацию более адресной, объективной и прозрачной.
Закон предусматривает формирование и ведение федерального реестра инвалидов как общегосударственного механизма персонифицированной оценки эффективности реабилитации инвалидов. Благодаря реестру появится возможность объективно оценивать эффективность работы органов власти и социальных учреждений по адаптации и интеграции инвалидов, в том числе по удовлетворению их потребности в качественных технических средствах реабилитации.
Реализация норм закона позволит улучшить условия интеграции в общество не только для 12,5 млн инвалидов, но для широкого круга других маломобильных граждан (оценочно до 40 млн человек). Вместе с членами их семей действие закона обеспечит более комфортные условия жизнедеятельности для 70-80 млн человек.
Ранее, в 2013 году, началась реализация более широкого перечня условий доступности воздушных перевозок для инвалидов. Повышены требования к доступности аэропортов и воздушных судов для инвалидов, определены обязательные услуги при регистрации на рейс при обеспечении посадки в воздушное судно и высадки из него, а также в ходе полета.
В 2012 году существенно повышен статус русского жестового языка и расширены сферы его использования в соответствие с требованиями Конвенции о правах инвалидов. Эта мера обусловлена тем, что для 190 тысяч инвалидов по слуху и слабослышащих граждан жестовый язык является основным средством общения.
В действующем законодательстве о квотировании рабочих мест для приема на работу инвалидов оптимизирован механизм применения установленных квот, понижен порог численности со 100 до 35 работников, при которой устанавливается квота по трудоустройству инвалидов. Определены основные требования к оснащению специальных рабочих мест для инвалидов.
В сфере избирательного права установлены дополнительные требования для обеспечения инвалидам доступности информации в ходе избирательных кампаний и особенности реализации их прав при голосовании на выборах всех уровней.
Государственная программа «Доступная среда»
С 2011 года реализуется Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда», в рамках которой сформирована единая методология создания безбарьерной среды для инвалидов.
Программа направлена на устранение препятствий и барьеров во всех наиболее значимых для инвалидов сферах жизнедеятельности: образовании, здравоохранении, социальной защите, спорте и физической культуре, информации и связи, культуре, транспортной инфраструктуре.
Если в 2012 году госпрограмма реализовывалась в трех пилотных регионах — Республике Татарстан, Саратовской и Тверской областях, то в 2013 году в программу вступило 12 регионов, в 2014 году – 75 регионов, в 2015 году – 71 регион.
Программой предусматривается приспособление различных социальных объектов для инвалидов – школ, поликлиник, музеев и др. Устанавливаются пандусы, поручни, тактильные полосы, противоскользящие покрытия. Школы оснащаются автотранспортом, специальным учебным, реабилитационным, компьютерным оборудованием для организации коррекционной работы и обучения инвалидов по слуху, зрению и с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Количество дооборудованных объектов на конец 2014 года составило более 12 тысяч объектов или 33% от общего числа приоритетных объектов. По итогам 2015 года запланировано дооборудование почти 16 тысяч таких объектов или 41 % от общего числа приоритетных объектов.
Программа предусматривает увеличение количества доступных школ с 2,5 % (2 000 организаций) с начала реализации в 2011 году до 20 % (9 111 организаций) к 2016 году. На 1 января 2015 года доступна 5 961 школа (12,8 %).
Правительством Российской Федерации принято решение продлить программу на пять лет. Проект Государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы одобрен на заседании Правительства Российской Федерации 15 октября 2015 года.
Проектом госпрограммы предусмотрено продолжение поддержки в 2016-2018 годах региональных программ по формированию безбарьерной среды для инвалидов в приоритетных сферах жизнедеятельности. Причем расширен перечень приоритетных сфер, в него добавлены сферы занятости и пешеходной инфраструктуры.
Проект госпрограммы предполагает совершенствование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов. В 2016-2017 годах с учетом отечественного и международного опыта планируется разработать соответствующие методики для последующей апробации в пилотных проектах и тиражирования в других регионах.
Также проектом госпрограммы предусмотрено формирование современной отрасли по производству товаров для инвалидов, в том числе технических средств реабилитации.
Проектом госпрограммы предусмотрены мероприятия для успешного трудоустройства инвалидов. Они направлены на корректное определение возможностей и предпочтений инвалида, соответствующую подготовку к работе, получение качественного профессионального образования.
Особую роль в выборе профессии и получении профессионального образования должна играть профориентация молодых инвалидов, в том числе детей-инвалидов. Профориентация должна осуществляться на основе тесного взаимодействия с органами службы занятости.
Пенсионное обеспечение
С 1 февраля 2015 года проведена индексация страховых пенсий на сложившийся за 2014 год индекс роста потребительских цен. В результате страховая пенсия по инвалидности возросла на 818 рублей и составила 7994 рубля.
С 1 апреля 2015 года социальные пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению проиндексированы на 10,3%. Средний размер социальной пенсии после повышения составляет 8311 рублей. Средний размер социальной пенсии детям-инвалидам составляет 12371 рубль. Средние размеры пенсий граждан из числа инвалидов вследствие военной травмы и участников Великой Отечественной войны, получающих две пенсии, составят 29371 рубль и 31488 рублей соответственно.
С 1 апреля 2015 года на 5,5% проиндексированы размеры ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) федеральным льготникам (ветераны, инвалиды, граждане, подвергшиеся воздействию радиации, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда и др.).
Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации
В 2015 году на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации (ТСР) выделено 20,42 млрд рублей. С учетом удорожания стоимости технических средств реабилитации из федерального бюджета Правительство РФ дополнительно выделило 9,4 млрд рублей. Эта мера позволит обеспечить необходимыми средствами почти 1,7 млн человек и на 98 % закроет потребность 2015 года.
Таким образом, в 2015 году расходы федерального бюджета на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации составляют около 30 млрд рублей, что на 10 млрд рублей больше, чем в 2014 году.
Ежегодная денежная компенсация инвалидам расходов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников
В 2015 году размер ежегодной денежной компенсации инвалидам расходов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников увеличился на 5,5 % и составил 20358 рублей.
Трудоустройство инвалидов
В 2015 году в субъектах Российской Федерации продолжена реализация мероприятия по созданию оборудованных (оснащенных) рабочих мест и трудоустройству на них незанятых инвалидов.
На реализацию мероприятия по созданию 14,2 тыс. оборудованных (оснащенных) рабочих мест и содействию трудоустройству на них незанятых инвалидов выделены средства федерального бюджета в размере 963,68 млн. рублей. С учетом средств бюджетов субъектов Российской Федерации (около 1,5 млрд рублей), общий объем бюджетных ассигнований на реализацию данного мероприятия составил около 2,5 млрд рублей.
Всего в январе-октябре 2015 года оборудовано (оснащено) 11 тысяч рабочих мест для трудоустройства инвалидов. По состоянию на 1 ноября 2015 года на указанные рабочие места трудоустроены 10,7 тыс. инвалидов или 75% от запланированной численности.
По результатам проведения оценки эффективности трудоустройства инвалидов при содействии органов службы занятости продолжали осуществлять трудовую деятельность на оборудованных (оснащенных) рабочих местах 28,6 тыс. инвалидов или 72,6% от общей численности трудоустроенных инвалидов на указанные рабочие места в течение 2012-2014 годов, из них трудоустроенные в 2014 году и продолжающие осуществлять трудовую деятельность – 15,02 тыс. инвалидов или 95% от численности трудоустроенных в 2014 году.