Общие формулировки в документе ставят граждан в зависимую позицию перед профильными ведомствами, поскольку отсутствие конкретики в законопроекте — это источник коррупциогенных случаев.
Данное утверждение напрямую касается законопроекта «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», которые рассматривали в Общественной палате РФ. Закон касается использования материнского капитала на закупку технических средств реабилитации (ТСР) для детей с инвалидностью. Перечень ТСР, отраженный в законопроекте, вызвал беспокойство экспертного сообщества.
Председатель Комиссии ОП РФ по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан Владимир Слепак подчеркнул, что данный законопроект необходимо рассмотреть детально, поскольку речь идет о самой уязвимой категории граждан.
При этом он вынужден был добавить, что в последнее время Минтруда РФ игнорирует рекомендации ОП РФ в вопросах адресности и нуждаемости. Он выразил надежду, что резолюция Общественной палаты РФ будет внимательно рассмотрена Министерством, поскольку обсуждение касается приоритетного вопроса в работе Комиссии — защиты детства.
«Законы, принимаемые в спешке и без участия общественности, отбрасывают назад систему социального обслуживания. Призываю Минтурда РФ работать в соответствии с Поручением Президента РФ о проведении „нулевого чтения“», — подчеркнул Владимир Слепак.
Сопредседатель регионального штаба ОНФ Московской области Александр Лысенко, обозначил, что если существующий перечень ТСР будет принят, то обстоятельства жизни семей с детьми-инвалидами существенно усложнятся.
«Оплата за ТСР из материнского капитала осуществляется только в случае формулировки точных названий технических средств реабилитации. В рассматриваемом законе многие положения записаны таким образом, что содержат сразу группы технических средств реабилитации без конкретики. По нормативам, описанным Минтруда РФ, ТСР должны быть включены в Индивидуальную программу реабилитации (ИПР), а для включения в программу должны быть представлены медицинские показания и противопоказания. Иначе это превращается в коррупциогенное событие, поскольку родители будут вынуждены упрашивать представителей Медико-социальной экспертизы (МСЭ) вписать ТСР в индивидуальную программу реабилитации. Мы считаем, что нельзя принимать „скороспелый“ закон в текущей редакции, тем более без учета мнения родительского сообщества», — заявил Александр Лысенко.
Заместитель руководителя Департамента социальной защиты населения города Москвы Елена Утунова поддержала позицию общественников.
«Невозможно не согласиться с описанными рисками. Если мы сейчас это не исправим, то будет катастрофа, когда мы начнем реализовывать эти нормы. Москва не утверждала нормативными актами свой региональный перечень ТСР. Мы ориентируемся в первую очередь на потребности самих людей с ограниченными возможностями здоровья, и только затем уже на нормативы», — подчеркнула она.
Источник: Общественная палата РФ