Героиня нашей рубрики — 36-летняя Ирина Крюкова, председатель Кемеровской областной организации Всероссийского общества слепых. На интервью мы проходим не в ее личный кабинет. Спустя несколько минут я понимаю, почему: там сидит собака-поводырь.
«Теперь у меня живое хобби»
Ее настоящую кличку Ирина держит в секрете. Говорит, что есть такое поверье: нельзя называть вслух собаку-проводника. Они вместе с декабря 2016 года, тогда она привезла лабрадора из центра по обучению собак для незрячих людей. Каждого пса там учат быть не только проводником, охранником и другом, но и почти «глазами» незрячего.
— Этот центр находится в Подмосковье. Для того чтобы получить собаку, нужно сначала отправить анкету, собрать необходимые справки. Потом приходит вызов, и ты приезжаешь учиться обращаться с новым другом. Я жила там 2 недели. Мы изучали теорию, практиковались. Все это время я ходила с собакой по дорогам, ездила на автобусах и электричках, преодолевала опасные зоны. Теперь у меня «живое хобби». Ходит со мной на работу.
В поводыре Ирина нуждалась не всегда. Она родилась с идеальным зрением. Болезнь началась, когда ей было 5 лет. Диагноз — воспалительное заболевание глаз. Офтальмологи предположили, что это осложнение после гриппа.
«Можно потерять зрение, а потом стать хорошим массажистом, музыкантом, сапожником»
Школу наша героиня закончила обычную, получила диплом КемГУ по специальности «Педагог-психолог». Тогда она еще могла читать и писать. После 25 лет зрение резко ухудшилось. Сейчас Ирина видит только силуэты, различает цвета.
— По специальности мне не пришлось работать. Так получилось, что на последних курсах я писала курсовую работу «Социально-психологическая адаптация детей, молодежи, семей с нарушением зрения». Тогда же стала работать в местном отделении Всероссийского общества слепых.
Мой диплом очень помогает мне в профессии! Я провожу тренинги с людьми разных возрастов, встречи с незрячими. На них мы рисуем, лепим, занимаемся музыкой, рассказываем о возможностях инвалидов по зрению, профессиях. Можно потерять зрение, а потом стать хорошим массажистом, музыкантом, сапожником. У нас они находят единомышленников, помогают друг другу раскрепоститься.
В областной организации более 3000 слабовидящих и тотально незрячих. У каждого своя история потери зрения. Кто-то таким родился, кто-то попал в аварию или перенес тяжелую болезнь.
— Есть много примеров, когда люди боялись прийти в общество слепых. А потом все же решались. Мама одного молодого человека недавно звонила с благодарностью. Мы отправили его в Бийский реабилитационный центр, после которого парень воспрянул духом. Там не только учат ориентации в пространстве и самообслуживанию, но и деревообработке, домоводству, рукоделию. Теперь мы готовим ему еще одну путевку.
Ирина вспоминает и еще об одном члене организации. Он потерял зрение внезапно — укусил клещ. До этого был здоровым мужчиной, успешным бизнесменом. После трагедии жена брала в ВОС средства для реабилитации, уговаривала лично прийти в общество слепых. Он не решался.
— Тогда я позвонила ему сама, пригласила к нам на мероприятие. Он пришел один раз, второй… Потом начал петь, играть на гитаре в нашем доме культуры. Затем съездил в школу подготовки поводырей, получил собаку, прошел курсы компьютерной грамотности. Понял, что и так можно жить.
«Мне помогают терпение, труд и чувство юмора»
Несмотря на плотный рабочий график, Ирина занимается спортом, путешествует и увлекается компьютерными технологиями. Благо, в 21 веке есть масса приложений, которые помогают слабовидящим и слепым управлять телефоном, смартфоном. С помощью специальных программ она читает книги, печатает. Правда, похожих программ для ориентации в пространстве или на улице пока нет.
— Если колясочник или любой другой человек с ограниченными возможностями может оценить степень опасности, то нам куда сложнее. В Кемерове, честно говоря, мало тактильных указателей, информационных табличек, специальных маячков. В этом плане, конечно, собака — спасение.
Часто прохожие помогают перейти дорогу или подсказывают номера автобусов. Бывает, не замечают, проходят мимо. А может быть, просто не знают, какую помощь могут оказать. Хочется посоветовать: если вы хотите стать полезным незрячему, сначала спросите у него, нужна ли ему эта помощь. Однажды я видела, как группа подростков решила подшутить над незрячим. Они подсказали ему неверный номер трамвая. Все люди разные!
Ирина теперь знает точно: даже с остаточным зрением можно устраивать шопинг. Пусть и с помощью интернет-магазинов. В супермаркеты же она предпочитает ходить в компании. Также, как и путешествовать.
— Очень люблю бывать в новых местах. Я посмотрела всю Сибирь, ездила в Москву, Санкт-Петербург, Крым, Сочи. У меня ведь остаточное зрение. В голове много образов, картинок, воспоминаний. Тотально незрячие ориентируются больше на тактильные ощущения, запахи, звуки. А у меня получается дополненная реальность.
В конце беседы спрашиваю нашу героиню, как ей удается сохранять оптимизм самой и вселять его в других. Ирина спокойно отвечает:
— Мне помогают терпение, труд и чувство юмора. Если воспринимать очень серьезно все, что со мной происходит, то будет очень сложно. Не надо сдаваться и отчаиваться. Я сама посещаю психологические тренинги. Они дают какой-то толчок в сознании. Всем нам даются испытания по силам. Для чего-то мы должны через это пройти…
Автор: Анна Егорова