«Это моя любимая картина. Посмотрите, зимний лес словно настоящий. А этот парусник я сделала в подарок мужу. Он у меня моряк. А вот это моя награда за второе место в конкурсе «Преодоление»… Экскурсию по дому проводит Нина Никитична Таранова. «Настоящая галерея!», — продолжает 61-летний супруг Александр Николаевич.
Их уютная однокомнатная квартира украшена картинами, которые своими руками создает 68-летняя хозяйка дома. Вышивка – ее отдушина. И это несмотря на то, что руки работают не в полную силу
У Нины Никитичны полиомиелит: тот самый, от которого в детских поликлиниках ставят прививки. По дому она передвигается, поддерживая рукой колено. На улице — только на костылях.
Как только в Анжеро-Судженске открыли Общество инвалидов, стала туда приезжать на встречи, через несколько лет начала в нем работать бухгалтером. А 17 лет назад встретила там будущего мужа.
«Мы делимся и бедами, и радостями»
В тот день он как обычно пришел в Общество инвалидов пешком: разрабатывал ноги после инсульта. Тогда председатель посоветовала ему познакомиться с Ниной Никитичной. Увидела, что из них получится хорошая семья. И не прогадала.
— Понимаете, никогда здоровый человек не почувствует боль, которую нам приходится терпеть. Мы делимся и бедами, и радостями. Если я заболела, то всю работу по дому делает Саша. Он готовит — пальчики оближешь! Я никогда никого не просила, чтобы починили кран или розетку, например. Все сам делает. Только просит подержать что-то иногда, так как одна рука очень плохо работает. Раньше у нас был огород: им тоже только муж занимался.
Три года назад семье Тарановых дали квартиру в новом доме. Его сдали, а пандус построить забыли. В первый же день, когда супруги пошли смотреть новое жилье, Александр Николаевич упал прямо на крыльце на глазах у мастера. Тогда он объяснил, что пандус получится слишком высоким, словно горка. Предложил сделать дополнительные перила.
— Теперь, конечно, подниматься на лестницу нам гораздо легче. Когда Саша пришел в Общество, он занимался плаванием, очень много ходил пешком. Посмотрите, сколько у него грамот! Вот медаль за второе место в областном первенстве среди инвалидов. Сейчас он каждый день встает в 4:30 утра и выходит со скандинавскими палочками. У него режим.
— Если не буду заниматься, то слягу, а лежать совсем не хочу, — продолжает Александр Николаевич.
Испытания, которые закалили на всю жизнь
Когда Нине Никитичне было 1,5 года, она заболела воспалением легких. Жили в деревне в многодетной семье. На дворе 1951 год. Найти квалифицированного врача и поставить правильный диагноз — большая проблема. Пневмония дала осложнения — полиомиелит. Потом отец привез ее в Анжеро-Судженск — сделали операцию. Но полноценно ходить маленькая Нина уже не смогла.
— Было обидно до слез, когда девчонки танцевали. Мне тоже хотелось. Я тогда думала, что со сцены бы не уходила. Только бы танцевала. Но я не могла, поэтому компенсировала пением, стихами. Однажды в 8 классе ко мне подошла девочка и сказала: «Чем так жить, я бы лучше повесилась». Представляете, мне 68 лет, а я всю жизнь будто доказываю, что я не хуже ее.
До 26 лет Александр Николаевич был здоровым парнем с Дальнего Востока. Женился, окончил морское училище, отправился в плаванье, о котором так давно мечтал.
— Их корабль плыл в Тихом океане, случился шторм. Его и еще одного парня смыло волной, и они 7 суток находились в открытой воде. Спасли жилеты. Когда их подняли на борт, они уже были без сознания. Потом Саша пошел в армию (и как только его взяли?). Там попал в аварию на машине: она начала кувыркаться, падать в обрыв. Каким-то чудом на том месте оказались 3 сосны. Они и уберегли автомобиль от падения вниз. Неудивительно, что у Саши в 26 лет после того, что он пережил, случился инсульт. После диагноза еще один удар — жена собрала вещи, забрала дочь и уехала.
«Слава Богу, у нас есть дети и внуки»
Надо было жить дальше. О депрессии думать некогда — надо идти работать. В 1984 году, уже переехав в Анжеро-Судженск, он устроился пожарным.
— Мы поехали на вызов. Был сильный пожар, долго тушили. А когда после тяжелой смены я лег спать, то проснулся только через 10 суток! Был в коме.
Эти истории супруга Александра Николаевича знает наизусть. Чаще их рассказывает именно она, так как у мужа замедленна речь. Вспоминает и о трудностях, которые ежедневно приходится преодолевать инвалидам.
— С нами живет моя мама. Ей 89 лет, нужен уход. Слава Богу, у нас есть четверо детей и внуки. Всегда можно позвонить, попросить помощи. Что-то тяжелое принести или в магазин сходить. Прохожие тоже чаще всего отзывчивы: двери открывают, место уступают. Но один случай мне запомнился на всю жизнь. Младший сын был в санатории, я решила его проведать. Ехать нужно минут 40 в переполненном автобусе. Моя соседка обратилась к сидящей женщине рядом с ребенком: «Уступите место. Вы же видите, что человек на костылях». На что она ответила: «С костылями надо дома сидеть». Я тогда, конечно, не сдержалась и при выходе на своей остановке сказала ей: «Спасибо за вашу доброту!». Так она пунцовая стала!
P.S.
Спрашиваю у улыбчивой пары, как им удается сохранять оптимизм. Нина Никитична отвечает: «Я замужем за настоящим мужчиной — какая тут может быть депрессия?!».
Общих детей у Нины Никитичны и Александра Николаевича нет. Но эта грань давно стерлась. Они так и говорят: «У нас есть дети и внуки».
Кажется, у этой женщины получилось доказать той девочке из 8 класса, что она достойна быть счастливой.
Провожая меня, она вновь берет в руки нитки. Скоро будет еще один шедевр в домашней галерее…
Автор: Анна Егорова