Кемеровчанину Марку Сахарову 15 лет. Парень – активный участник всевозможных творческих конкурсов, занимается вокалом, танцами, читает стихотворения. Марк уверен: все трудности преодолимы, если есть желание с ними справиться. В интервью «Лабиринт 42» Марк рассказал о своей активной жизни, том, что его вдохновляет, и о своём отношении к инклюзии.
«Я не унываю, несмотря на диагноз»
Я занимаюсь вокалом в студии «Созвучие», посещаю театральный кружок «Белый кролик». С удовольствием участвую во всех постановках: мне это очень нравится.
Участвую в олимпиадах по разным предметам. Участвую в ежегодном танцевальном фестивале «Мы», инклюзивном «Бале цветов». В общем, веду активный образ жизни. Стараюсь почаще куда-то выходить, заниматься чем-то, отвлекаться от учёбы и рутины.
Участвовал в показе адаптивной одежды «На крыльях». В этом году показ проходил в Ледовом Дворце Кузбасса. Для меня было очень радостно пройтись по подиуму, я весь сиял.
Третий год занимаю призовые места на всероссийском культурно-благотворительном фестивале детского творчества «Добрая волна». В этом голу занял 2-е место в номинации «Вокал». Занимал на конкурсе 3-е место в номинации «Стихи». Всех мероприятий и не упомнить.
В городском конкурсе чтецов участвую с 1 класса. В этом году занял на нём 1 место. 30 мая в Филармонии Кузбасса пройдёт фестиваль «Надежда», где будут показаны разные номера и будут награждать детей за их успехи в творчестве и учёбе. Меня туда тоже пригласили.
Я – второй из двойни. У меня есть брат Мирон. Нам поставили диагноз ДЦП в 1 год и 4 месяца.
Жизнь с этим диагнозом трудна, есть ограничения в движении. Я быстро устаю. Но я стараюсь не раскисать и не унывать. Жить, как обычный ребёнок. Выходить на улицу, кататься на велосипеде, общаться, как все. Стараюсь жить без рамок.
Я не унываю, несмотря на диагноз. Живу активно, позитивно. Участвую везде, где можно и нельзя, часто выхожу в свет. Обожаю ходить в театры, на выставки, в музеи. Хожу на кулинарные мастер-классы, учусь готовить. Мне это очень нравится.
Все трудности преодолимы. Главное – желание. Если человек захочет, он не опустит руки и будет действовать. Даже люди на колясках общаются, выходят в свет, социализируются, живут ярко и активно. Нельзя замыкаться и ставить на себе крест из-за диагноза.
«Современное образование становится всё более инклюзивным»
Образование должно быть инклюзивным. Вот представьте: окончил человек с ограниченными возможностями здоровья школу. И куда ему дальше идти, как строить жизнь? Не будет же он просто сидеть дома.
На мой взгляд, образование становится всё более инклюзивном. Человек с ОВЗ может пойти учиться, куда захочет, и обучаться дистанционно. Техника не стоит на месте, сейчас есть возможности для дистанционного обучения и работы.
Моя мечта – стать режиссёром. Я хочу поступать в кузбасский колледж культуры и искусств имени Кобзона. Там готовы принимать на учёбу людей с ограниченными возможностями здоровья. Многие учебные заведения создают все условия, чтобы принимать людей с ОВЗ. На мой взгляд, современное образование становится всё более инклюзивным.
«Важно чтобы не просто была доступная среда, но и ею можно было пользоваться»
Доступная среда стала лучше, по моему мнению. Стали появляться подъёмники, пандусы. В моей школе №100 всё в порядке с доступной средой, потому что она специализированная и адаптирована под людей с поражением опорно-двигательного аппарата.
Подъёмники очень облегчают жизнь родителям. Недавно у нас было плановое посещение больницы на госпитализацию. Вот там доступная среда отсутствует. Маме пришлось вести моего брата по ступеням, потом возвращаться за коляской и нести её. Было очень тяжело. В больнице есть только пандус, приспособленный для детской коляски, а не для инвалидной.
Для инвалидных колясок нужны широкие пандусы, а лучше – подъёмники. В большинстве случаев, какая-никакая доступная среда есть, но её нужно улучшать и доделывать. Я понимаю, что по щелчку пальцев этого не сделаешь. Но важно двигаться в эту сторону. Была бы моя воля, я бы везде установил широкие пандусы и подъёмники. Или хотя бы невысокие ступеньки, чтобы было проще.
Важно чтобы не просто была доступная среда, но и ею можно было пользоваться. Не просто для галочки присутствовал пандус, а был доступен и удобен для людей с особыми потребностями.
«Взрослые относятся с пониманием, а некоторые дети показывают пальцем»
В большинстве случаев, окружающие относятся с пониманием и поддерживают людей с особыми потребностями. Хотят найти общий язык, подружиться, приободряют.
Я часто падаю. И поднимаюсь (смеётся). И взрослые всегда помогают встать. Это очень радует. Взрослые почти всегда относятся с пониманием и помогают.
Дети часто показывают пальцем и спрашивают, что со мной. Но я научился не обращать внимания на это. Хочется, чтобы родители объясняли детям, что есть люди с особыми потребностями, что они такие же, просто с некоторыми особенностями здоровья. Чтобы не тыкали пальцем и не задавали не тактичных вопросов, а стремились найти общий язык.
«Даже в проблемах пытайтесь найти позитив»
Меня мотивируют победы и результаты на разных конкурсах. Поддерживают и помогают мне родители, бабушки и дедушки, друзья, одноклассники.
Также помогают и поддерживают педагоги. Хочу сказать им огромное спасибо, без них я бы не был так уверен в себе, ведь вы меня настраиваете, что всё получится.
Одноклассники всегда говорят: «Марк, если что-то не понял по теме урока или сложности с домашкой, звони, пиши, мы поможем, подскажем, объясним».
Меня мотивируют люди, которые после моего выступления подходят ко мне и говорят: «Как ты классно выступил! Продолжай это дело, развивайся, у тебя круто получается». Это очень вдохновляет, помогает добиваться и дальше своих целей.
Хочу посоветовать всем искать во всём позитив, заниматься любимым делом, быть добрыми и открытыми. Ищите цели, добивайтесь их. Даже в проблемах пытайтесь найти позитив. Отдыхайте, восстанавливайтесь. Не сдавайтесь, не сидите дома, работайте, занимайтесь чем-то. Ловите радостные моменты в жизни.
Всё получится!