Жителю Кемерова Даниле Кикиой – двадцать три года. Он инвалид первой группы – детский церебральный паралич, а это значит, что человек прикован к инвалидной коляске, ему и двигаться-то самостоятельно порой тяжело. Но Данила живёт и старается не унывать – и в этом ему, конечно, очень помогает его большая и любящая семья.
Однако судьба продолжает Данилу испытывать. Очередное испытание выпало на вечер 13 августа, когда с нашим героем случилось такое, чего и врагу не пожелаешь.
Итак, место действия – торгово-развлекательный центр «Радуга». Данила с бабушкой Наталией Сергеевной Кузнецовой и двоюродным братом Лёшей пошли в ТРЦ – просто так, погулять.
То самое падение
Они погуляли, а потом пошли обратно. Поблизости была и мама Татьяна с мужем. Оставалось лишь спуститься со второго этажа по эскалатору на специальном приспособлении, к которому прикрепляют коляску. Ну а это «спусковое устройство», соответственно, поддерживает на эскалаторе сотрудник торгового центра.
– Мы не раз и не два этим устройством пользовались, – рассказала корреспонденту Vsё42 мать Данилы Татьяна Кикиой. – Не сказать, чтобы это было очень удобно, однако выбора-то особо и нет. «Радуга» – это самый близкий к нашему дому ТРЦ, поэтому мы сюда и ходим. Вообще, в Кемерове есть и ТРЦ со специальным лифтом, на котором подниматься и спускаться куда легче и безопаснее. Но он от нас далеко. Опять же, в «Радуге» тоже обещают такой лифт сделать. Но это когда ещё…
Данила стал спускаться с эскалатора. Часы показывали начало восьмого вечера, это было почти последнее испытание за сегодняшний день, а потом – домой. Но вот здесь и произошло то, что произошло, – Данила упал.
Почему так получилось – однозначно и не скажешь. Например, бабушка Наталья Сергеевна уверяет, что служащий ТРЦ, молодой человек по имени Егор Николаев, попросту плохо закрепил коляску на подъёмнике. И почти сразу её начало разворачивать поперек зубцов эскалатора. А потом коляска и вовсе покатилась вниз. Вместе с Данилой.
– У меня было такое ощущение, что я в мясорубку попал, – говорит сам пострадавший. – Да меня ещё там и провернули как следует. Упал с двухметровой высоты, «проехался» по зубцам… Дело случая, никто, я считаю, не виноват…
«Скорая» ехала почти час?
Так или иначе, но в результате Данила получил столько повреждений, что хватило бы на десять обращений в травматологию. Серьёзная травма лица, рваные раны и глубокие проникающие порезы по всему телу с обильной кровопотерей, травма челюсти и зубов. Плечи, спина, руки, ноги – безжалостный эскалатор затронул всё.
– Я так кричала, что, мне кажется, мой крик до сих пор в том зале стоит, – рассказывает Татьяна Кикиой. – Не знаю, что его вообще спасло, какое чудо. Хорошо, что люди, которые оказались рядом, сразу стали помогать: подняли Данилу, оказали первую помощь, вызвали «скорую». Не узнала их имён, но всем, конечно, огромное спасибо!
Да вот, кстати, о «скорой». По словам Татьяны, она приехала лишь спустя 50 минут после вызова, соответственно, 19:14 и 20:04 вечера. А когда, наконец, приехала, то водитель, в ответ на упрёки, ударился в крик. Мол, пробки, пересмена, много вызовов – в общем, обычная история. Правда, городские власти, которым кемеровская «скорая помощь» в конечном итоге и подотчётна, версию о столь значительной задержке не подтверждают.
– Вызов, о котором идёт речь, поступил в оперативный отдел станции скорой помощи 13 августа в 19 часов 18 минут, – разъяснили в комитете по работе со СМИ администрации города Кемерово. – Затем вызов был передан на Правобережную подстанцию. По информации старшего дежурного врача, свободных бригад на подстанции в этот момент не было. Поэтому направили бригаду №8 Главной подстанции. Время выезда – 19:27, время прибытия на адрес – 19:49.
Предстоит пластическая операция
Но оставим в стороне претензии к врачам. Тем более, что какие-то серьёзные шаги в этом направлении родственники Данилы (во всяком случае – пока) предпринимать не намерены. Зато к руководству ТРЦ «Радуга» вопросов у них заметно больше: речь идёт о полной компенсации ущерба – как морального, так и материального.
– Их вина здесь, безусловно, есть, – считает мать пострадавшего. – Начать с того, что непонятно даже, насколько хорошо прошёл инструктаж этот парень, Егор. Да и проходил ли вообще. Мы, вон, не так давно из Крыма вернулись – с отдыха, в составе группы инвалидов из Кузбасса. Так там обслуживающий персонал – ребята-волонтеры – действовали с предельным профессионализмом, заранее всему научились. И представить, что Данила бы там упал, просто невозможно!
Сумма ущерба, которую семья Кикиой «выставила» ТРЦ, Татьяна не стала нам называть, призналась лишь, что деньги они запросили серьёзные. Однако вся сумма по делу – лечиться Данила будет ещё долго. И дорого. В частности, вполне возможна пластическая операция – лицо парня изрядно изуродовано, и далеко не факт, что всё заживет без следа.
К тому же, не до конца выяснен на сей момент и характер внутренних подтверждений – предстоят многочисленные обследования, и, конечно, не все из них могут быть бесплатными. Да и «внешние» раны заживают плохо: у Данилы – сахарный диабет, а те, кто с этим недугом хотя бы по касательной сталкивался, знают, что там и неглубокий-то порез, особенно на ноге, способен ещё как «аукнуться»…
«Нам показалось, что они напуганы»
Меж тем, то, будет ли «Радуга» что-нибудь выплачивать, пока остаётся открытым.
– Они приходили к нам на следующий же день, в четверг, – говорит Татьяна Кикиой. – Принесли свои извинения и попросили договориться «полюбовно», без обращения в прокуратуру и прочие инстанции. Нам показалось, что они немного напуганы. Сумму мы им чуть позже озвучили – после чего нам было сказано, что это надо обсуждать с головным офисом компании в Барнауле. И вот уже несколько дней ждём результатов. Пока ничего. Наверное, пора в прокуратуру обращаться…
Впрочем, в самом ТРЦ, куда журналисты Vsё42 обратились за разъяснениями, заверили: вопрос с компенсацией решается и вот-вот решится, никакого «заднего хода» никто давать не намерен.
– Ситуация должна быть скоро улажена, – сообщил руководитель ТРЦ «Радуга» Олег Синяковский. – В течение очень короткого времени. Что же касается нашего сотрудника Егора Николаева, то он продолжает работать, как и прежде. Мы считаем, что лично он совершенно ни в чём не виноват, ведь необходимый инструктаж он проходил. Это был просто несчастный случай.
Люди против машин
Что ж, посмотрим, чем в итоге закончится всё это дело. И, само собой, пожелаем Даниле Кикиой скорейшего выздоровления. Понятно, что произошедшее с ним – случай «разовый», и часто такое не случается. Но вот здесь другой уже вопрос возникает – потому ли такое редко бывает, что город Кемерово со всеми его торговыми центрами, кинотеатрами, кафе, ресторанами и прочими «публичными» заведениями настолько хорош и удобен для людей с ограниченными возможностями, «заточен», в том числе, и под них? Или же дело в том, что инвалиды у нас и вовсе стараются не выходить из дома и в «публичных» местах появляются крайне редко?
Хотя все, наверное, понимают, что в случае Данилы и ему подобных людей любая прогулка превращается… да, именно в очередное испытание. Ладно, семья Кикиой живёт на первом этаже – спускаться-подниматься по лестнице не надо. Но у дома ведь есть крыльцо – с пандусом, но не слишком удобным. Летом ещё ничего, а вот зимой, когда пандус обледенеет, всё становится сложнее в разы.
Ну а когда ты вышел на улицу, у тебя снова начинаются трудности – «непроходимые» бордюры, всяческие въезды-заезды, на которые здоровый человек и внимания не обращает. Хочешь въехать на подъём для инвалидной коляски у той же «Радуги»? Он есть, тут не поспоришь – да вот только рядом, на расстоянии в считанные сантиметры, припарковалась иномарка. Припарковалась и перекрыла тебе проезд. Ехать напролом, «на таран», извините, идти в режиме «Люди против машин»? Ждать, пока хозяин машины соизволит её отогнать? Такая вот ситуация, сплошные вопросы.
Город, доступный на треть
Многие кемеровские инвалиды-колясочники говорят вполне прямо: город со всеми его радостями и сложностями доступен им максимум на одну треть. Остальное же – закрытая территория.
Пандусы есть далеко не везде, автобусы со специальной низкой посадкой и тем же пандусом можно по пальцам пересчитать, да и большие лифты, рассчитанные на то, чтобы туда колясочник въехал, встречаются отнюдь не повсеместно. Ну а обычные эскалаторы с подъёмниками… сами видите, что бывает. И чем может закончиться для беспомощного человека.
– Эти устройства далеко не всегда являются выходом из положения, – уверена Татьяна Кикиой. – А надо просто соблюдать закон – чтобы хорошие пандусы и лифты были везде. Хотелось бы, чтобы городские власти не пропускали наши просьбы мимо ушей.
А Даниле пока до выздоровления ещё далеко. Он у себя дома, в окружении любящих родных и замечательного кота Дэша. Парень постоянно на обезболивающих – иначе попросту невозможно заснуть, да и бодрствовать – тоже. Данила никого не винит. Но в торговый центр пойдёт нескоро. Пока – только на мучительные перевязки.
Источник: Vsё42