Люди с ограниченными возможностями здоровья могут пользоваться льготами и особыми услугами в аэропорту и на борту самолёта. В статье рассказываем, какими можно воспользоваться льготами и как сделать свой перелёт максимально комфортным.
Льготы
Дети с особыми потребностями и их сопровождающие могут бесплатно долететь до места лечения и обратно на самолёте в следующих ситуациях:
- у ребёнка с инвалидностью диагностировано: онкологическое, гематологическое и иммунологическое заболевание; хроническая почечная недостаточность;
- прохождение противоопухолевой и иммуномодулирующей терапии или нахождение на гемодиализе;
- дорога на поезде занимает больше 12 часов или составляет более 1000 километров;
- наличие у ребёнка заболевания или травмы спинного мозга;
- проживание пациента на Дальнем Востоке или в местности, в которой нет железнодорожного сообщения.
Такая льгота — часть набора социальных услуг. Для получения талонов на бесплатный перелёт нужно обратиться в отделение Социального фонда России по месту получения ежемесячной денежной выплаты.
На некоторые маршруты распространяется действие программы государственного субсидирования для пассажиров с ОВЗ и сопровождающих. По ней билеты можно купить со скидками. Уточнить названия авиакомпаний и маршрутов с субсидиями можно на сайте Росавиации.
Сопровождение в аэропорту
Пассажиру с особыми потребностями во время перелёта помогают две службы: сотрудники аэропорта доводят его до стойки регистрации, а представители авиакомпании — от стойки до трапа самолёта.
Услугу по сопровождению до стойки регистрации можно заказать заранее. Для этого нужно позвонить в аэропорт и предупредить о своём состоянии здоровья и нуждаемости в помощи.
Перевозчик должен помочь маломобильному гражданину при посадке и высадке согласно Воздушному кодексу России. Чтобы получить помощь, нужно сообщить перевозчику о состоянии здоровья пассажира при покупке билета, а затем запросить сопровождение за несколько часов до вылета. Авиакомпании просят согласовывать полёт человека с инвалидностью заранее: от 36 до 72 часов (условия у перевозчиков могут отличаться).
Перевозчику нужно сообщить:
- характер ограничений жизнедеятельности;
- потребность в сопровождении;
- характеристики ТСР;
- наличие сопровождающего и собаки-поводыря;
- сведения о медицинском оборудовании, которое пассажир возьмет с собой;
- необходимость плечевых ремней.
Помощь при посадке
Пассажирам с ограниченными возможностями здоровья могут по запросу выдать кресло-коляску для перемещения по аэропорту. Также человек с особыми потребностями может зарегистрироваться на рейс, сдать багаж и пройти таможенный и пограничный контроль вне очереди.
Для посадки маломобильного пассажира в самолёт используют амбулифт — это специальный автомобиль с кабиной и подъёмником. На нём человека вместе с сопровождающим доставляют к самолёту и поднимают на борт. Перед перелётом рекомендуем узнать о наличии амбулифта в аэропорту по телефону.
В самолёте пассажиру с инвалидностью не должны предоставлять какие-то особые места, но авиакомпания размещает человека с ОВЗ с учётом требований безопасности и обязательно — рядом с сопровождающим. Ещё по правилам воздушного кодекса на борту должно находиться портативное кресло-коляска. Его выдают по требованию: например, если пассажиру нужно добраться до туалета.