Минтруд России вместе с заинтересованными ведомствами и общественными организациями инвалидов завершил работу над проектом Концепции создания, ведения и использования Федеральной государственной информационной системы «Федеральный реестр инвалидов» (ФГИС ФРИ).
«Минтруд России внес в Правительство России проект распоряжения об утверждении концепции создания и использования федерального реестра инвалидов», – заявил Министр труда и социальной защиты РФ Максим Топилин.
«Реестр должен стать единой информационной площадкой, содержащей различные сведения об инвалиде: группу инвалидности, ограничения жизнедеятельности, степень утраты профессиональной трудоспособности, денежные выплаты, меры социальной защиты», – рассказал Министр.
«С его помощью мы сможем увидеть историю каждого инвалида, понять, какая помощь ему оказывается и где происходят сбои», – пояснил он.
«Сведения, содержащиеся в реестре, будут доступны для органов власти, учреждений медико-социальной экспертизы, других организаций, которым необходимы данные об инвалиде для предоставления государственных и муниципальных услуг», – отметил глава Минтруда России.
«Также реестром смогут пользоваться и инвалиды – у них будет возможность открыть «личный кабинет» и через него получать необходимую информацию, – подчеркнул Министр. – Например, о вакансиях общероссийской базы “Работа в России”, которая будет «встроена» в реестр».
Федеральный реестр инвалидов планируется запустить в работу с 1 января 2017 года.
Чтобы успешно интегрировать системы различных министерств и ведомств в новую систему, предусмотрена этапность формирования и ведения реестра. В соответствии с проектом распоряжения часть сведений будет размещаться начиная с 1 января 2017 года на основании сведений, содержащихся в информационных системах федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, ПФР, ФСС, Роструда, Минздрава России, Минобрнауки России. Часть сведений будет размещаться начиная с 1 января 2018 года.
Оператором ФГИС ФРИ определен Пенсионный фонд России.
Справочно: Согласно проекту Концепции создания, ведения и использования Федеральной государственной информационной системы «Федеральный реестр инвалидов» планируется обеспечить решение следующих задач:
— формирование федерального реестра инвалидов на основе учета сведений о группе инвалидности, об ограничениях жизнедеятельности, о нарушенных функциях организма и степени утраты профессиональной трудоспособности инвалида, о проводимых реабилитационных или абилитационных мероприятиях (включая отражение потребности о медицинских услугах, лекарственном обеспечении, технических средствах реабилитации, услугах в сфере образования, сопровождении при трудоустройстве и др.), производимых инвалиду денежных выплатах и об иных мерах социальной защиты;
— отражение потребности инвалидов в обучении для прогнозирования необходимого количества мест для обучающихся с особыми образовательными потребностями в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и своевременного создания для них специальных условий для получения образования;
— отражение потребности инвалидов в реабилитационных мероприятиях в части профессиональной реабилитации и профессиональной ориентации, трудовой деятельности, трудоустройства (доступные виды труда, оснащение (оборудование) специальных рабочих мест с учетом нарушенных функций и ограничений жизнедеятельности и производственной адаптации);
— создание базы данных для выработки государственной политики в отношении инвалидов, разработки документов для целей стратегического планирования в Российской Федерации на федеральном уровне, уровне субъектов Российской Федерации и уровне муниципальных образований, разработки государственных программ, бюджетного планирования основе детального учета потребностей инвалидов, их демографического состава и социально-экономического положения;
— сокращение сроков оказания государственных и муниципальных услуг инвалидам, исполнения государственных функций, в том числе путем сокращения количества документов и информации, подлежащих представлению для получения государственных или муниципальных услуг, либо полного исключения необходимости предоставления инвалидом таких документов;
— обеспечение возможности обращения в электронной форме в органы и организации, предоставляющие государственные и муниципальные услуги;
— обеспечение доступа инвалида к сведениям о ходе реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, а также программы реабилитации инвалидов, инвалидность которых наступила вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
— обеспечение доступа инвалида к сведениям о предусмотренных мерах социальной защиты (поддержки);
— обеспечение доступа инвалида к сведениям об ответственных за предоставление мер социальной защиты (поддержки), сроках и условиях их предоставления, в том числе в рамках исполнения индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, а также программы реабилитации инвалидов, инвалидность которых наступила вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
— обеспечение доступа инвалида к аналитическим сведениям о социально-экономическом положении инвалидов и их демографическом составе;
— обеспечение актуального информирования гражданина о его правах на получение государственных услуг и иных сервисов и возможности их получения в электронном виде с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», с возможностью направления отзыва о качестве оказанных государственных и муниципальных услуг на специализированном сайте («Ваш контроль») в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
— установление возможности направления обращения инвалидом в случае оспаривания действий (решений, бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, ответственных за предоставление мер социальной защиты (поддержки), должностного лица, государственного или муниципального служащего в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, либо использования иных внесудебных процедур урегулирования споров;
— организация эффективного межведомственного взаимодействия, включая взаимодействие федеральных органов исполнительной власти с субъектами Российской Федерации, а также межрегиональное взаимодействие;
— предоставление доступа к сведениям о нарушениях прав инвалидов при оказании им государственных и муниципальных услуг контрольно-надзорным органам с целью планирования и проведения контрольно-надзорных мероприятий;
— обеспечение возможности выявления отдельных особо уязвимых категорий граждан из числа инвалидов в целях разработки в отношении них специальных мер государственной поддержки, в том числе инвалидов (детей-инвалидов) — выпускников образовательных организаций, ищущих работу впервые;
— обеспечение интеграции ФГИС ФРИ с порталом открытых данных Российской Федерации, в части размещения агрегированных данных об инвалидах для их использования заинтересованными лицами и организациями.