23 апреля гостем редакции ProUfu.ru стала Люция Камаева, кандидат психологических наук. Она ответила на вопросы наших читателей на непростую, но очень важную тему. К сожалению, наше общество еще не до конца выросло до того, чтобы правильно воспринимать людей с инвалидностью. В какой школе должен учиться ребенок-инвалид? Что делать, если его обижают сверстники?
Не пытайтесь защитить ребенка от общества
– Как правильно воспитать ребенка с инвалидностью, чтобы у него не было чувства замкнутости, одиночества, и, главное, – неполноценности? Разия
– Ребенок-инвалид неизбежно сравнивает себя со здоровыми детьми. И когда он начинает осознавать, что не может делать что-то из доступного другим детям, у него формируется комплекс неполноценности.
Главная задача близких – компенсировать этот недостаток. Есть примеры из истории, когда люди-инвалиды становились руководителями, известными политическим деятелями, именитыми учеными. Вспомните хотя бы Франклина Рузвельта, который дважды избирался президентом страны, несмотря на инвалидное кресло. Нужно терпеливо объяснять ребенку – да, он не такой, как все. Но мы все разные, и у каждого своя индивидуальность.
Очень важно формировать в нем социальную активность. Не пытаться его скрывать от общества, изолировать, даже если таким образом вы хотите защитить свое чадо. Для того, чтобы ваш ребенок чувствовал себя частью общества, в первую очередь он должен чувствовать исходящую от вас уверенность, веру в него.
Общение со здоровыми детьми – необходимо
– Как вы считаете, ребенка-инвалида следует отдавать в специализированную школу или в обычную? Алина
– Если у вас есть возможность пойти в обычную школу, то непременно нужно ее использовать. В интернатах, где находятся, к примеру, только дети с ДЦП или слабовидящие ребята, их ощущение обособленности только усиливается. Им становится еще сложнее найти контакт со здоровыми сверстниками.
Мой муж, инвалид первой группы по зрению, учился в обычной школе. Дети, хорошо успевающие, сидели рядом и помогали ему – диктовали задания с доски. Такая практика нужна и здоровым детям – она воспитывает в них милосердие, доброту. Очень многое, конечно, зависит от учителей и от того, как они представят необычного ученика одноклассникам. Роль взрослых и установка, которую они дают, очень важна.
Если ваш ребенок ходит в специализированную школу, то будет прекрасно, если он сможет посещать кружок или спортивную секцию вместе с обычными детьми.
Ищите для ребенка учителя, а не школу
– Как правильно справляться с ситуацией, если ребенка обижают в школе?
– Есть такой старый, школьный анекдот. Я его очень люблю.
Идет Пушкин. На встречу ему человек. И прохожий ему говорит:
– Дурак.
– Пушкин, – отвечает поэт.
Тот, кто обзывает другого – сам является таким. В психологии есть такое понятие – «перенос». Оскорбительные качества, которые человек приписывает другому, есть в нем самом. Нужно объяснить это ребенку, поверьте, он вас поймет. Ну и, конечно, очень многое зависит от педагога – если ситуация запущена и исправить ее не удается, вам нужно сменить место обучения. Ищите учителя, который поможет вашему ребенку, а не школу.
Если от вас ушел папа…
– Когда муж узнал, что сыну поставили диагноз «ДЦП», он ушел из семьи. Сейчас у него новая семья и здоровая дочь. Я никого не виню, своего малыша я очень люблю, и всегда буду бороться за его жизнь и здоровье! Но как мне объяснить ему, почему ушел папа, когда он подрастет? Ведь, скорее всего, он будет винить в этом себя. А.
– Материнская любовь является безусловной. Женщина носит ребенка под сердцем и любит его по умолчанию, она чувствует, как малыш растет в ней, и ее сердце готово к этому чувству. Любовь отца – условная, он любит ребенка за что-то и привыкает к нему.
Вы ни в коем случае не должны создавать у ребенка образ «плохого отца», не обвинять его ни в чем. Дайте понять сыну, что его по-прежнему очень сильно любят оба родителя, но жизнь сложилась так, что отца другая семья. Не становитесь помехой для общения отца с сыном, это важно, в первую очередь, для вашего ребенка.
Боюсь, что сын не будет любить отца-инвалида…
– Я сам инвалид. После аварии оказался прикован к креслу. Моя супруга осталась со мной, она моя поддержка и опора. Нашему сыну сейчас 3 года. И самый большой страх, который есть у меня, – что он будет стесняться своего отца. Как мне избежать этого? Анонимно
– Страх – это естественное чувство. Если бы не он, то человек не мог бы предчувствовать опасность. Но есть ли она в вашем случае? Я думаю, нет.
Единственный способ преодолеть это чувство – это как можно больше общаться с ребенком. Вам надо играть с сыном, проводить с ним больше времени. Важно и самому поддерживать форму – ведь паралимпийские виды спорта сейчас очень развиты. Мы видим, что инвалиды достигают успехов и показывают чудеса силы духа и стремления к победе.
Важно, чтобы ваша супруга поддерживала у ребенка уважение к отцу. Даже если мама сама знает, как поступить, она должна направлять ребенка к отцу: «А что думает папа? Спроси совета у него.» Для любой семьи это важно, а в вашем случае – вдвойне. Ребенок учится на примере, а на авторитет отца огромное влияние имеют его отношения с матерью. Вашей жене и вам может быть порой непросто, но ни в коем случае нельзя показывать усталость и недовольство при ребенке.
Светлана Ахмирова
Источник: Новости Уфы и Башкирии