Комитет одобрил принятие законопроекта, направленного на решения вопросов беспрепятственного доступа инвалидов к жилому помещению в многоквартирных домах

В комитете по вопросам здравоохранения и социальной защиты населения рассмотрен проект федерального закона № 943020-6 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к жилому помещению в многоквартирных домах».

Отмечено, что успех реализации Государственной программы «Доступная среда» на 2011-2020 годы во многом сдерживается не созданными организационно-правовыми условиями беспрепятственного доступа инвалидов к жилому помещению в многоквартирных дома. Мониторинг обращений инвалидов и родителей детей-инвалидов в органы власти и общественные организации инвалидов показал, что жилищная проблема является основной в вопросах интеграции людей с инвалидностью в общество. Маломобильные категории населения, в первую очередь инвалиды на колясках, проживая в неприспособленных для их нужд квартирах и, особенно, в домах без лифта, лишены возможности для независимой жизнедеятельности (они не могут свободно передвигаться по квартире, без проблем пользоваться ванной и туалетом, самостоятельно выходить на улицу). Родители детей-инвалидов, имеющих трудности с передвижением, сталкиваются также с большими проблемами качества жизни.

После детального изучения условий проживания инвалидов-колясочников оказалось, что у 63,8% инвалидов, проживающих в Российской Федерации, отсутствуют условия доступной среды в жилье, а у остальных имеется условная, либо частичная доступность.

В условиях, когда строительство нового жилья, приспособленного для инвалидов с ограниченной мобильностью, строится недостаточно, попытки улучшить доступность жилых помещений для этой категории инвалидов путем использования специальных технических средств (пандусов, подъемников) сталкиваются в регионах с серьёзными трудностями. В первую очередь, это вызвано несовершенством законодательства.

В соответствии со статьёй 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определена государственная политика по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры. В связи с этим Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм должны создавать условия доступности для инвалидов (включая инвалидов, использующих кресла-коляски).

Законодательно не определены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по данному вопросу в Федеральном законе от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». К тому же полномочия органов местного самоуправления в данной сфере не включены в базовый Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Федеральным законом от 1 декабря 2014 года № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» внесена поправка в статью 2 Жилищного кодекса Российской Федерации (с вступлением в силу с 1 января 2016 года), по которой органы государственной власти и органы местного самоуправления обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах. Однако, эти положения не содержатся в базовых федеральных законах по вопросам социальной защиты инвалидов, а также организации органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.

Данный законопроект направлен на устранение пробелов в законодательстве в части полномочий исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам обеспечения беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.

Принятие данных поправок позволит, в том числе, включать в бюджеты всех уровней средства на обеспечения доступности жилых помещений инвалидов.

Однако, на сегодняшний день, даже если финансовые средства для постройки пандуса, подъёмника находятся из внебюджетных источников, работу по установке необходимого технического средства часто не удается довести до конца, так как против выступают жильцы многоквартирного дома, где проживает инвалид или семья, имеющего ребенка-инвалида.

В соответствии со статьей 44 Жилищного кодекса Российской Федерации общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом и должно решать все важные вопросы по содержанию и ремонту общего имущества дома. При этом «к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об использовании фонда капитального ремонта». Основной мотив отказа в принятии решения о проведении данной работы находится в сфере финансовых обязательств собственников многоквартирного дома.

Известны факты, когда и при наличии необходимых средств общее собрание принимало отрицательное решение, нарушая норму статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», по которой организации независимо от организационно-правовых форм должны создавать инвалидам условия доступности.

На основании статьи 44 Жилищного кодекса общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме должно принимать решения в отношении реконструкции дома, его капитального ремонта и об использовании фонда капитального ремонта. Установка пандуса, подъёмника, расширение входного дверного проёма не может быть отнесено к реконструкции и капитальному ремонту дома и не используется средства фонда капитального ремонта и другие общие средства собственников.

Поэтому законопроектом вносится поправка в статью 44 Жилищного кодекса Российской Федерации, по которой, в случае приспособления общего имущества многоквартирного дома для создания условий для беспрепятственного доступа инвалидов к жилому помещению за счет средств из бюджетов всех уровней или других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме не проводится по данному вопросу.

Комитет принял решение одобрить принятие данного законопроекта, так как он станет основой решения вопросов беспрепятственного доступа инвалидов к жилому помещению в многоквартирных домах.

Источник: Совет народных депутатов Кемеровской области

Поделиться в соцсетях

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *