Графический дизайнер Елена БЫЧКОВА из Новокузнецка много улыбается. И вообще позитивна и жизнерадостна. Поэтому не удивительно, что ей хотелось бы стать мотивационным спикером. Дизайн, конечно, хорошо. Но больно Елена не любит сидеть дома. Она и так предпочитает с заказчиками встречаться, а не общаться дистанционно. Передвигается моя собеседница с помощью инвалидной коляски.
– У меня спинальная мышечная атрофия 2 типа. Мои мышцы медленно, но верно отмирают. И продолжительность моей жизни зависит от того, как долго будет работать сердечная мышца.
– Когда вы об этом узнали?
– Заболевание обнаружили где-то в год. До недавнего времени у меня стоял другой диагноз, при котором я должна был исчезнуть лет 25 назад. Сейчас мне 29.
– Как вы себя чувствовали все эти годы?
– В 7 лет меня папа повез в Америку на лечение. И после этого стала ходить на ходунках. У меня начался сильный сколиоз. Я снова села. Сколиоз прогрессировал. Наши врачи говорили, что корсет носить нельзя. Потому что он ускоряет атрофию мышц.
В 2012 году я случайно нашла информацию о том, что в Финляндии давным-давно оперируют такие кривые позвоночники. И полагала, что, если эту операцию не сделать, то жить останется не особо долго. Я побежала к нашим рентгенологам, чтобы они сфотографировали мой позвоночник. Они говорят: «Леночка, ты того! Ты умрешь на операционном столе!»
Я все же отправила в Финляндию документы. Съездила на консультацию. Мне дали добро. Операция стоит 2 миллиона рублей. Где взять такие деньги? Я фотографирую свою спину. (В тот момент она была ужасно кривая!) Выставляю в Интернете и начинаю сбор средств.
Мне присылали деньги из Америки, Украины, Карелии, Москвы, Питера… со всей России. Половину средств я собрала благодаря людям. А вторую половину мне выделил наш губернатор. В итоге меня вытянули на 11 сантиметров. Я до операции и я после – это два совсем разных человека.
– Как проходила ваша учеба в школе и университете?
– Школа была обычная. Я была на домашнем обучении. Но раз-два в месяц я ходила со своим классом на уроки. С 11 лет я сама звонила завучу, договаривалась, чтобы все уроки перенесли на первый этаж. И отправлялась в школу на коляске. Я жила жизнью класса. И на дискотеки ходила. И у себя одноклассников часто принимала. Я вообще тему своей болезни для себя закрыла. Всегда знала, что все у меня будет великолепно.
В университете я училась на заочном. На сессии два раза в год меня возил папа. Родители хотели, чтобы я пошла на юридическое направление. Я окончила соответствующий факультет, поняла, что это не мое, отдала диплом маме с папой. И пошла в журналистику, которой к этому моменту уже начала заниматься.
– Что делали?
– Вообще, работать я начала лет с 18. Была диспетчером по установке окон. Мне звонили, узнавали, сколько это стоит, я отправляла бригаду… Продавала какие-то тренинги личностного роста. А потом стала писать для женского глянцевого журнала на такие темы, как «места обитания настоящих мужчин», «свадебная азбука от А до Я»… про питание, фигуру и прочую веселую чушь. А потом меня попросили заняться дизайном, потому что в этом была необходимость.
– Как вы это осваивали?
– Сначала попробовала обучиться на курсах – не повезло с педагогом. И я стала изучать все методом тыка. И так научилась всему, что умею сейчас, – работать в Фотошопе, создавать макеты, верстать.
– Как у вас изначально было с художественной частью?
– В детстве рисовала, вязала – выставки даже были. Потом перестала. Но в графическом дизайне художественной составляющей немного. Позднее я познакомилась с фотографом, который научил меня ретушированию.
В прошлом году работала ретушером у фотографа. А сейчас я снова дизайнер-фрилансер. Заказчики отовсюду – из Гонконга, из Питера, из Москвы. Много и местных, с которыми я встречаюсь. Просто потому, что хочу встречаться. Мне это необходимо.
– Как добираетесь до места?
– Возит на машине папа или муж.
– Какие заказы?
– Кому-то визитку надо оформить, кому-то логотип, баннер, листовку, буклет…
Как вы свой рабочий график строите?
– Когда сама на себя работаешь, он скорее хаотичный. Ведь то густо, то пусто. Бывает, что я по три дня не выходила из-за компьютера. Сбегаешь до кухни, поешь. И опять сидишь делаешь. А иногда прямо свобода. И тогда я занимаюсь накопленными делами, которые не требуют срочности.
Вообще, сидеть дома я терпеть не могу. Мне нужен постоянно какой-то кипиш, события… И из всех моих работ до сих пор мне больше всего нравилось, когда я год проработала специалистом по связям с общественностью в некоммерческом партнерстве.
Они устраивают мероприятия для детишек из многодетных семей. Два дня в неделю я ездила в офис. Остальную работу делала дома. Моей задачей было придумать мероприятие, договориться со СМИ. Если мне было доступно туда добраться, я прыгала на своего «коня» и работала так же на месте. Вот это мне очень нравилось! Потому что там много людей, движения, настоящей жизни.
– То есть дизайн не совсем то, чем вам хотелось бы заниматься?
– Дело было так. Лет в 19 я пришла к выводу, что мне нужно нести какие-то знания, за которые мне будут платить. Чтобы себя обеспечивать и быть независимой. Графический дизайн оказался на тот момент самым подходящим.
– Сколько получается зарабатывать?
– Бывает, две тысячи заработаешь в месяц. Бывает, 18 тысяч… Очень непредсказуемо. Но сейчас все равно стало получше и более стабильно. Потому что когда я начинала, я приходила к своему косметологу и говорила: «Можно я вам логотип бесплатно сделаю?» Главное для меня было научиться. Так же, кстати, как и два дня назад, когда я впервые попробовала себя в роли мотивационного спикера. Я готова была выступать бесплатно. Но мне даже, к моему удивлению, заплатили.
– Как выглядел ваш дебют?
– В банкетном зале кафе собрались двенадцать красивых, успешных женщин. И я рассказывала им, как я преодолеваю стереотипы, страхи, как я себя мотивирую.
– Отпуска себе устраиваете?
– В этом году я в мае уехала на неделю в Сочи. Отдохнула. Приехала. А у меня отпуск как будто продолжается. Заказчиков нет. А я о них и не думаю. Но тут у моего папы внезапно случается микроинфаркт. И он говорит: «Возможно, мне придется уйти с работы». Я думаю: «Все, отпуск закончился!» И снова включилась в работу.
Автор: Василий Тахистов
Источник: Вакансия