«Учить детей с ДЦП – это большой труд и стремление найти подход к каждому». Педагог — о работе с особыми учениками

Татьяна Геннадьевна Голавская — особенный педагог. Вот уже больше 24 лет она обучает детей с инвалидностью. Работа с особыми учениками по-своему интересна и сложна. В интервью «Лабиринт 42» Татьяна Геннадьевна рассказала о своём профессиональном пути и особенностях работы с ребятами, у которых  есть инвалидность. 


«Много учусь и занимаюсь самообразованием»

Я с детства мечтала быть учителем русского языка и литературы, после школы поступила в Кемеровский государственный университет. Затем работала в разных организациях, связанных с педагогикой. 

В 1999 году пришла в школу-интернат №100 (сейчас — МБОУ «Общеобразовательная школа психолого-педагогической поддержки с осуществлением медицинской реабилитации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата № 100») и с тех пор преподаю здесь. В течение 10 лет была также заведующей библиотекой, создавала её с нуля, а с 2011 года руковожу методическим объединением учителей дистанционного обучения.

Моя семья всегда с пониманием относилась к работе учителя, помогала, если была необходимость. Я стараюсь создать для своих близких уют, комфорт, люблю что-то обновлять.

Двадцать с лишним лет я преподаю в школе № 100. Конечно, приходилось много учиться, заниматься самообразованием. Руководство нашей школы всегда уделяло и уделяет большое внимание методической работе, ведь большинство учителей на момент появления школы не имело специального образования. В настоящее время многие из нас прошли переподготовку и получили знания в области дефектологии или логопедии.

«Строю урок так, чтобы каждый ученик мог почувствовать себя успешным»

«Учить детей с ДЦП – это большой труд и стремление найти подход к каждому». Педагог - о работе с особыми ученикамиС детьми я быстро нашла общий язык. Главное в отношениях с учениками — искренность, доброжелательность, терпение. Каждый ребёнок с ограниченными возможностями здоровья требует индивидуального подхода. Это касается и процесса обучения, и процесса воспитания.

Невозможно пользоваться конспектами уроков из года в год, ничего не меняя, ведь помимо основного диагноза, у ребят есть сопутствующие заболевания. Поэтому строишь урок так, чтобы каждый ученик мог почувствовать себя успешным. 

То же самое касается и внеурочной деятельности. В нашей школе создаются все условия для развития способностей. Участие в работе объединений по интересам, конкурсах, концертах, проектах повышает самооценку, помогает определиться с выбором профессии, раскрыть ресурсы, о которых даже не подозревал. 

Заканчивая школу, многие выпускники находят своё место во взрослой жизни, и это, конечно, радует. Успехи наших учеников – это результат совместной деятельности педагогов, родителей, самих ребят.

Я преподаю русский язык и литературу в 5 классе и 9/2 классе (срок обучения в основной школе составляет 6 лет). Работаю с учениками разных классов, обучающимися на дому, активно используя дистанционную форму обучения. 

Чаще всего строю уроки с использованием материалов образовательной платформы «Мобильное Электронное Образование», доступ к которой осуществляется с сайта Центра дистанционного образования детей с особыми образовательными потребностями Кемеровской области. Привлекаю учеников к созданию собственных интерактивных материалов, особенно им нравится работать на сайте

Большое внимание уделяю проектной деятельности, в результате которой учащиеся приобретают опыт работы в группе. Особенно важно это для детей, обучающихся на дому. С 2018 по 2022 годы было реализовано несколько таких проектов: «Фольклор и мы. Друг другу нужны?», «Скажи, Интернет, ты нам друг или враг?», «Не профессия выбирает человека, а человек — профессию».

“Помню всех своих учеников”

Инклюзия, несомненно, важна для воспитания толерантного отношения в обществе к людям с особыми потребностями. И среди наших учеников были те, кто переходил в массовую школу. 

Конечно, процесс вливания в коллектив был сложным, дети рассказывали о трудностях, которые возникали с ровесниками и учителями. Кто-то со временем смог учиться в классе, кто-то ушёл на надомное обучение. Некоторые ребята вернулись обратно. По моему мнению, если у ребёнка появилась такая потребность, надо попробовать свои силы.

Я помню всех учеников, всегда рада встрече с ними. Выпускники приходят в школу, поздравляют с праздниками, обращаются с просьбой помочь, стараюсь это сделать по мере возможности. 

«Учить детей с ДЦП – это большой труд и стремление найти подход к каждому». Педагог - о работе с особыми учениками

Есть среди наших выпускников те, с кем сейчас сотрудничаем. Это Константин Стафиевский, поэт, член Союза писателей России. Его интерес к творчеству проявился в школе, и мы всегда старались поддержать ученика. Костя много раз был победителем городского проекта «Собеседник», организованного управлением образования администрации г. Кемерово совместно с Кемеровским областным отделением «Союз писателей Кузбасса». А теперь его приглашают на конкурс в качестве почётного гостя. Также он приходит на встречи с нашими учениками.

«Учить детей с ДЦП – это большой труд и стремление найти подход к каждому». Педагог - о работе с особыми учениками

Сотрудничаем также с Никитой Асеевым, создателем Фонда поддержки людей с ограниченными возможностями «Лабиринт 42». Ещё в школьные годы Никита поражал своей самостоятельностью, целеустремлённостью, активностью. Замечательно, что теперь он может помочь другим людям обрести эти качества, показывает своим примером, что не надо бояться трудностей.

“Необходимо воспитывать уважительное отношение ко всем людям”

«Учить детей с ДЦП – это большой труд и стремление найти подход к каждому». Педагог - о работе с особыми ученикамиМы встречаемся с разным отношением к людям с инвалидностью. Есть факты, которые вызывают возмущение. Ведь никто не застрахован от несчастного случая, и неизвестно, что случится в жизни. Поэтому необходимо воспитывать уважительное отношение ко всем людям. Многое делается в этом направлении, есть замечательные сайты и передачи, которые знакомят с судьбами людей, оказавшихся в трудной ситуации и сумевших найти себя.

Учить детей с ДЦП – это большой труд, постоянная работа над собой, стремление найти подход к каждому ученику, огромная радость, когда достигнут положительный результат.

Для некоторых из наших ребят круг общения ограничивается только школьными товарищами, поэтому им трудно наладить контакты с другими людьми после школы. Я думаю, что надо организовывать совместную деятельность детей с ОВЗ и их ровесников. Непосредственное общение ничем не заменить.

Читайте также: «Не бывает неперспективных детей». Учитель о мотивации и работе с особыми ребятами

Поделиться в соцсетях

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *