Может ли человек с нарушениями слуха работать на телевидении? Звучит невероятно, но сегодня в Кузбассе есть целая площадка, где слабослышащие ребята изучают телевизионную журналистику: создают интересные современные медиапроекты, снимают и монтируют сюжеты.
«Лабиринт 42» поговорил с руководителем проекта «Кузбасс – равные возможности» Михаилом Рудовым, который рассказал об инклюзивной медиаплощадке, том, как и для кого проходят занятия и что даёт этот опыт особым детям.
Проект реализуется благодаря поддержке Фонда президентских грантов.
В чём суть и основные задачи проекта «Кузбасс – равные возможности»?
Главная цель проекта – создание инклюзивной площадки, в рамках которой ребята с нарушением слуха и без него будут изучать телевизионную журналистику.
Мастерство создания видеосюжетов в большинстве приходит на практике, поэтому с первых занятий ребята погружаются в работу настоящей редакции: распределение обязанностей, разработка медиапроектов, видеосъёмка и озвучивание, монтаж. Многим кажется чем-то нереальным тот факт, что ребята с нарушением слуха будут реализовывать себя в видеотворчестве, но важно понимать, что телевидение – это не только ведущий в студии. Это телеоператоры и режиссёры монтажа – те, кто работает за кадром, и их работа также важна. В последних направлениях ребята с нарушением слуха реализуют себя в большей степени.
С первых занятий педагоги отмечают, что дети намного быстрее усваивают материал по планам и видеомонтажу по крупности. Они лучше видят картинку, композицию кадра.
Часто мне, как руководителю проекта, задают вопрос: «Как вы общаетесь с ними?». Отвечаю: как любой человек с коллегами на работе. Мы выучили базовые жесты и азбуку Дактеля, но в большинстве случаев она не требуется. Ребята читают по губам. Разумеется, при объяснении нового материала присутствует сурдопереводчик, как специалист, он более быстро и грамотно, на языке жестов, может объяснить ребятам сложную терминологию телевидения.
Чтобы было проще понимать друг друга, мы придумали специальные жесты, которые используют на занятиях педагоги. Например, крупный план показывается жестом указательных и больших пальцев рук перед лицом, визуально создавая «рамку», то есть кадр.
В целом проект состоит из трёх частей: очная инклюзивная площадка, дистанционный образовательный курс по молодёжной тележурналистике и медиафестиваль.
Уже скоро будет запущен сайт медиа-кузбасс.рф, сейчас он находится в стадии бета-тестирования. На нём любой желающий сможет зарегистрироваться и пройти обучение по одному из направлений. По окончании обучения всем слушателям будет предложено поучаствовать в региональном конкурсе видеоработ, где будет общественно-профессиональное жюри. Все ребята с нарушением слуха войдут в состав жюри и будут оценивать работы.
В заключении проекта состоится медиафестиваль, в планах – это осень 2019 года. Практически вся концертная программа будет состоять из номеров с жестовым вокалом.
Как давно существует проект и как пришла идея его создания?
Проект реализуется в партнёрстве со школой-интернатом для детей с нарушением слуха № 38, в нём обучаются дети со всего юга Кузбасса. С ними мы познакомились на одном из концертов, где они исполняли песни с помощью жестового вокала. У меня и моих коллег это вызвало непередаваемые эмоции. Дети поют не руками, а душой. После мы поддерживали связь, приезжали к ним на съёмки сюжетов.
Знакомство с ними произошло ещё когда я учился в Новокузнецком институте (филиале) КемГE и возглавлял студенческое телевидение. Прошёл год, сегодня наша медиакоманда работает на базе Детско-юношеского центра «Орион».
Идея возникла неожиданно. Хотелось сделать классный, интересный и полезный для общества проект. То выступление ребят оставило свой отпечаток в душе, поэтому мы без сомнения стали действовать в направлении работы с детьми с нарушением слуха. Так как мы тележурналисты, то связали эти две, на первый взгляд, несоставные вещи.
Реализация проекта началась в декабре 2018 года. Сначала мы, представители молодёжного СМИ и специалисты-психологи, а также сурдопедагоги разрабатывали учебную программу. В феврале начались занятия с ребятами.
Для кого функционирует проект?
Это очная площадка для детей с нарушением слуха (сейчас это представители школы-интерната №38) и школьников образовательных учреждений Новокузнецка и Новокузнецкого района. Дистанционный курс доступен всем на территории Кемеровской области.
Каковы отзывы родителей и детей об участии в проекте?
Отзывы крайне положительные. Недавно в Новокузнецке проходил международный женский форум, в рамках которого приезжала делегация юных журналистов «Школы РосАтома». Обменялись контактами, теперь планируем проводить регулярные встречи с помощью дистанционных технологий и обмениваться опытом по проекту.
Родители детей очень рады – говорят их чада раскрылись и с радостью бегут на занятия, уже задолго до планируемых съёмок сюжета начинают готовиться, репетировать. Разумеется, есть положительные отзывы и от педагогов школы-интерната №38, а также директора.
Расскажите о планах на будущее.
Планы такие – активно развивать медиаплощадку, в том числе передавать накопленный опыт с помощью дистанционных курсов по территории Российской Федерации. Делать классные выпуски молодёжных новостей и развлекательных программ. Сейчас мы делаем сюжет новостей, где ребята будут выступать в роли сурдопереводчиков: внизу экрана параллельно идёт изображение с жестовым языком.