Для детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата в Кемерове работает «Общеобразовательная школа № 100». Здесь детей учат не только школьным предметам, но и оказывают им медицинскую поддержку, занимаются внеурочной деятельностью. Хореограф школы, педагог дополнительного образования Наталья Дудко, рассказала, как школа и творчество помогают детям поверить в себя и сделать, казалось бы, невероятные вещи.
Путь к школе
Я закончила Кемеровский Государственный институт культуры. После выпуска 8 лет работала при Филармонии Кузбасса в Губернаторском театре танца «Сибирский калейдоскоп». Позже в детском доме №1 и сейчас в школе № 100. Когда мне сказали, куда меня приглашают, я конечно, задумалась. У меня были мысли о своём коллективе, но я не жалею, что судьба привела меня сюда.
Не без слёз начиналась моя работа. Не при детях, конечно. Я что-нибудь начинала показывать, у них не получалось — они расстраивались, мы вместе решали, как и что нужно изменить, переработать. Я здесь работаю уже пять лет и, к счастью, у нас начало получаться. В хореографии, конечно, нужен индивидуальный подход. Я смотрю на ребенка и исходя из его возможностей стараюсь предложить то, что он сможет сделать. Понимаю, что профессиональной хореографией мы никого не удивим – не сможем сесть на шпагат, сделать колесо, но я стараюсь, найти способ выражения наших творческих способностей в танце как-то иначе. Не все дети участвуют в постановках, но занятия ритмики я веду с 1 по 7 класс у всех.
Когда начинаются наши первые занятия, мы учимся просчитывать музыку, знакомимся с понятием «ритм» в танце, работаем над координацией в пространстве, умением работать в паре. Со временем они начинают понимать, что я от них хочу и куда мы идём. Творчество очень развивает детей. Они даже сами от себя не ожидают, что они могут быть более пластичными, музыкальными. На здоровье это влияет только положительно.
Когда я начинаю работать с детьми, то я престают замечать дефекты. У нас особая хореография. Им это безумно нравится. 60% детей, которые здесь учатся могут попасть на сцену, выступить, реализовать себя творчески.
У нас есть фольклорный коллектив «Добро», вокальная студия «Созвучие», любительский театр. Наш педагог пишет сказки для театральных постановок. Если обычному ребенку не редко сложно решится взять микрофон и выйти на сцену, то какая работа проделана, когда у ребёнка «не слушаются» руки и трудно стоять? Наш педагог по вокалу — Анна Юрьевна за то, чтобы дети пели «живыми» голосами. Все это опыт, навыки. Если ты понял их, а они поняли тебя, то понимаешь, что им нужно время. И когда у нас проходят мероприятия, концерты, у меня мурашки по коже: «Мы это сделали». Потому что им это дается непросто и какой-то барьер убирается.
Общешкольные праздники у нас проходят душевно – 1 сентября, день Матери, Новый год. В этом году к нам приезжал Российский Дет Мороз. К23-му февраля – прошла полевая кухня.
Наши спонсоры вывозят детей на базу отдыха, где мы гуляем, отдыхаем и веселимся. Помогают нам с ремонтом, с приобретением костюмов. У нас проходит множество совместных мероприятий и праздников.
Ежегодно в Государственной Филармонии проходит фестиваль детского творчества среди учащихся детских домов и школ с психолого-педагогической поддержкой «Надежда» — накануне Дня защиты детей. На протяжении многих лет мы являемся постоянными участниками. Каждый год проходит городской фестиваль «Мой звёздный час» для детей из детских домов, домов-интернатов в ДК «Шахтёр».
Будущее после школы
У нас в школе числится 165 учащихся. Школу посещают 109 человек и более 50 детей обучаются на дому, некоторые приезжают в школу для занятий со специалистами, прохождения оздоровительных процедур.
Есть ряд учебных заведений, где учатся наши выпускники после школы. Но к сожалению, далеко не все находят себя в будущем. В Новосибирске была попытка дистанционного образования для инвалидов, у них даже было общежитие. В прошлом году я узнала, что его закрыли, потому что это не рентабельно. У нас есть выпускница, которая закончила медицинский колледж, она вполне сохранна физически. Выучилась на лаборанта, но её не берут на работу. Она уже 6 лет назад получила образование и до сих пор сидит дома. К сожалению, такие ситуации часто происходят.
Многое зависит от самого ребенка, от его стойкости, трудолюбия и конечно от помощи родителей. Есть дети, которые на глазах развиваются. У нас учится девочка – Лиза, когда я увидела её первый раз она посещала дошкольную группу: не могла самостоятельно сидеть, есть, почти не говорила. Когда я её увидела, думала, что мало что можно изменить. Сейчас она в пятом классе и видна колоссальная работа школы, родителей и самой Лизы – теперь она сама ходит, обслуживает себя, читает стихи, поёт, очень творческий человечек!
Об инклюзии
Сейчас есть социальная реклама, очень много говорят про инклюзию – любой ребенок может обучаться в общеобразовательной школе по месту жительства, и у нас уходили дети, но возвращались, потому что подростковая жестокость никуда не делась и педагогам сложно, потому что не каждый знает, как с ними работать.
Здесь без любви нельзя. Дети все чувствуют. Они замыкаются и не идут на контакт, если не чувствуют к себе особого отношения. Они такие же дети — талантливые и способные. Просто им нужно больше времени, чтобы выучить стих, танец. Главное, чтобы педагоги не опустили руки и верили, что всё получится.