Кузбасской девочке, по прогнозам врачей, не суждено было ходить. Но ее научили кататься… на горных лыжах, и она твердо пошла по земле!
Чудо случилось… Я видела, как катается эта серьезная 15-летняя девчонка в красной курточке и очках… Гора Туманная (на окраине Таштагола), залитая солнцем даже в -20, слепила глаза. Алина с тренером «выписывала» зигзаги на детском участке.
Р-раз, проехала мимо.
Два.
Семь.
Перекладина подъемника, жужжа, уносила ее наверх, за 300 метров, снова к старту. И снежная пыль искрилась. И в глазах мамы, стоявшей со мной, блестели слезы. А как тренировка закончилась, мама с дочкой слились с шумной толпой, уходя… Мама шла, придерживая дочку за локоть. А ведь было: профессор не раз повторял, что девочка не будет ходить…
Алина
В книге «Воспоминания ядерного генерала», вышедшей недавно, есть вклад и Алининой мамы — Натальи Проскуриной. Она 22 года прожила в секретном городке вблизи от полигона… Книгу написал и сам издал ее командир мизерным тиражом. Он прислал экземпляр Наталье с автографом «За помощь в издании». И в этой книге о полигоне, на котором прошло больше 2,5 тысячи атомных взрывов, видна – меж строк – причина болезни Алинки…
…Впрочем, история семьи начиналась светло, чудесно, как у всех… — Мне было 10 лет, когда отца-геолога пригласили из Таштагола в Семипалатинск-21, чтобы бурить штольни под бомбу… Тогда, в 1967-м, нам не говорилось о радиации, — рассказывает Наталья. – Там, в Казахстане, окончила школу… Встретила будущего мужа… …Наташа с подружками в парке «главного» Семипалатинска остановились у карусели. И вдруг рядом с нею с неба упал… ботинок. Рассмеялись: «Раньше валенок кидали, гадая на суженых…» А встала карусель, и один из солдат, что в увольнении катались, запрыгал на одной ноге к Наташе. Обулся, познакомился… Через год поженились. Родились сын и дочь. Муж стал офицером. Наталья стала служить в армии… А переехали в Таштагол, и родился третий ребенок – Алина. — Про то, что у нее синдром Дауна, мне сказали лишь в роддоме. Лишняя хромосома, из-за пережитой мною радиации…
С тех пор ее жизнь – борьба за здоровье младшей дочки. После смерти мужа – с поддержкой давно семейных сына и дочки. — Почти в три года Алину обследовал известный доктор, сказал: не будет ходить. Но через несколько месяцев Алина очень плохо, но пошла, — рассказывает Наталья. – А я мечтала о здоровье дочки. Поэтому, когда в ноябре 2015-го нам сказали, что набирается двумя тренерами первая «десятка» детей-инвалидов, подумала: «Горные лыжи – для лечения? Фантастика. Да там такие тяжелые ботинки…»
Но приглашение приняли с надеждой. А как тренеры поставили дочку на лыжи, и она сразу начала скользить, и скатилась с тренером впервые с горы… Я глаза от страха закрыла. Слышу: «Алинка – молодчина!» И по дочке увидела: хочет скатиться еще! И через два месяца поняла: дочь ходить стала крепче…
Женя
Сама судьба привела Алину и других детей-инвалидов – за руку – на бесплатные занятия горными лыжами. Сначала, в ноябре, на гору Холодную. В прошлый четверг, как открылся в Таштаголе губернский центр горных лыж и сноуборда на горе Туманной, ставший благодаря СУЭК базой российского проекта «Лыжи мечты» в Кузбассе, ребята начали тренировки здесь.
…И дети смотрели во все глаза на приехавшую из Москвы Наталью Белоголовцеву, первую маму в России, поставившую сына с ДЦП на горные лыжи. Ведь с их примера и благодаря этой маме все в стране и началось!
— У меня – трое детей, младшие – Саша и Женя – близнецы. Женя родился с четырьмя пороками сердца… В девять месяцев ему сделали операцию. После этого впал в кому на два месяца… — рассказала Наталья, жена известного актера, режиссера Сергея Белоголовцева. – …До шести лет Женя не ходил, нам говорили: не пойдет. Мы перепробовали в России все лечения. Женя пошел…
А четыре года назад родственники из-за границы написали, что заметили на «горнолыжке» инвалидов. Мы и поехали в штат Юта. Когда пришли на склон, думали, вряд ли засунем Женькины ноги в жесткие горнолыжные ботинки. Но то, что с ним произошло за две недели тренировок… Увидев, как он летит с горы, опираясь на сноу-слайдер (конструкция, чтобы прочно стоять, положив руки на подлокотники. – Ред.), управляемый инструктором, мы потеряли дар речи! Наш 23-летний Женя ходил плохо, сложная форма ДЦП… К шестому занятию инструктор поменял слайдер на палку. (Ее держит лыжник перед собой для равновесия, тренер придерживает палку. – Ред.)… А на седьмой день Женя уже ехал сам! Но главное: у него разогнулась спина, увереннее стал шаг, изменилась координация. Через год курс повторили. И поняли: горные лыжи – самая эффективная реабилитация.
…Сын окончил вуз. Он – актер, телеведущий. Продолжает кататься. А мы с мужем придумали проект «Лыжи мечты», чтобы помочь больным детям по всей России. Проект начался два года назад на частные средства и средства благотворителей. С первых девяти детей… А теперь занимаются уже три тысячи детей и взрослых. Если ребенок может хоть немного стоять с опорой, он сможет кататься! И эффект от лечения будет виден быстро!
…Программа «Лыжи мечты» заработала уже в 16 регионах России. — Кузбасс в этом плане – абсолютный рекордсмен. Всего за два месяца здесь открылись три центра программы – под Новокузнецком и в Таштаголе. Помощь губернатора Кузбасса бесценна, — сказала Белоголовцева. …На открытии центра Аман Тулеев сказал, что группы занимающихся детей-инвалидов «…будем расширять. И программу на лето для них – для продолжения тренировок – надо продумать».
— Так и будет, — согласна автор проекта. – В феврале на Туманной пройдут обучение сразу шесть тренеров для работы с детьми-инвалидами. Число ребятишек будет расти… И союз проекта «Лыжи мечты» с Сибирской угольной энергетической компанией продолжается. СУЭК помогла нам в кузбасском запуске проекта финансово. И это уникальный опыт, когда крупный бизнес берет полностью оснащение на себя…
«Стратегическая задача СУЭК – повышение качества жизни в регионах, где работают наши предприятия, а это почти вся Сибирь и Дальний Восток. Среди ключевых приоритетов социальной политики компании — забота о здоровье, поддержка здорового и активного образа жизни, помощь людям с ограниченными возможностями. Поэтому мы поддерживаем развитие программы «Лыжи мечты» в Кузбассе, на одном из лучших российских горнолыжных центров».
Генеральный директор АО «СУЭК»
Секрет
Чуду горных лыж у Белоголовцевой есть объяснение: — Механизм в мире еще не изучен. Но убеждена: горнолыжный ботинок – аналог ортопедической обуви. При лечении ДЦП медицина использует гипсовый «сапожок», но после его долгого «ношения» мышцы атрофируются. А ботинок надел-снял, и всё работает. Еще доказано: при лечении лежачих эффективен метод вертикализации. Наконец, замечено: дети-инвалиды учатся кататься быстрее других детей. На втором – третьем занятии даже самые обездвиженные заучивают траекторию движения. Тело запоминает спуск с горы, мозг перестраивается под него вмиг…
Лариса Максименко.
Источник: Кузбасс
Ничего себе..