Эксперты «Независимого института социальной политики» и Комитета гражданских инициатив (КГИ) призывают расширить применение критерия нуждаемости при осуществлении социальной поддержки граждан.
В понедельник эксперты представили доклад о повышении эффективности и результативности социальной защиты за счет развития программ адресной поддержки нуждающихся. Они отмечают, что сейчас расходы на нестраховые формы соцподдержки составляют 2,6% от ВВП, что сопоставимо с расходами на здравоохранение (3,5%). Однако эти средства, по мнению авторов доклада, не позволяют сдерживать рост бедности и нуждаемости, что говорит о низкой эффективности системы.
«Сегодня на федеральном уровне только 3% расходов на социальную защиту приходится на меры, предоставляемые с применением критериев нуждаемости, а на региональном – 25%. При этом практически не принимаются шаги о развороте в сторону нуждающихся программ федерального уровня, а потенциал разворота региональных программ — не более 25% от расходов бюджетов субъектов РФ на меры социальной поддержки», — говорится в докладе.
Поскольку актуальными остаются проблемы с определением критериев нуждаемости, необходимо создать методологическую и нормативную базу, организовать источники информации о потребности в соцобеспечении и участии населения в соцподдержке, полагают эксперты. Они также считают нужным расширить сферы применения критериев нуждаемости.
«Расширение применения критериев нуждаемости при предоставлении мер социальной поддержки возможно за счёт следующих направлений: предоставление базовой пенсии осуществлять на основе применения критериев нуждаемости», — говорится в докладе. Авторы отмечают, что эта мера, по оценкам некоторых экспертов, может высвободить 0,9% ВВП.
Также эксперты предлагают учесть международный опыт: обзор показал, что в других странах критерии нуждаемости широко применяются при предоставлении продуктовых субсидий, подготовке детей к школе и оплате дошкольного образования, в программах медицинского и лекарственного обеспечения, содействия занятости и предоставления социального жилья.
«На федеральном уровне осуществляется половина всех расходов на нестраховые меры социальной поддержки. Однако только одна мера – федеральная социальная доплата к пенсии (3% расходов) – предоставляется с учетом контроля уровня доходов. Несмотря на то, что многие эти меры предоставляются за заслуги перед Отечеством и с целью стимулирования демографического развития, на федеральном уровне есть потенциал расширения применения критериев нуждаемости, в частности, при поддержке инвалидов», — полагают авторы доклада.
Система соцподдержки на региональном уровне, по мнению экспертов, имеет ещё более значимый потенциал: «30% средств, расходуемых сейчас на категориальные меры социальной поддержки, может предоставляться с учетом оценки нуждаемости».»Учитывая сложности учета доходов и имущественной обеспеченности и распространенность неформальной занятости, предлагается использовать систему фильтров доступа к мерам социальной поддержки, основанным на оценке нуждаемости», — говорится в докладе.
Эксперты предлагают при предоставлении пособий использовать ряд правил исключения из числа получателей. Например, в городских округах предлагается исключать из числа получателей, если в собственности есть два и более жилых помещения или приобретенный под строительство земельный участок, а в сельских поселениях — если в собственности есть сельхозтехника, состоящая на учете в органах Гостехнадзора, или более двух голов крупного рогатого скота.
При этом отмечается, что необходим переход на единую модель измерения душевых доходов, однако он потребует существенных изменений в программе региональных компенсационных доплат к пенсии, которая сейчас использует индивидуальные доходы получателей для оценки нуждаемости.
«Поскольку на этапе падения душевых доходов любые изменения адресных программ для нуждающихся воспринимаются негативно, предлагается проводить эту модернизацию на этапе роста доходов, который по макроэкономическим прогнозам ожидается после 2019 года», — говорится в докладе.
Источник: РИА Новости