Вступил в силу новый приказ Минтруда, уточняющий критерии установления инвалидности в ходе медико-социальной экспертизы (МСЭ). В документе конкретизируются подходы, корректируются некоторые формулировки, особенно в части установления инвалидности детям при таких заболеваниях, как инсулинозависимый сахарный диабет, бронхиальная астма, пороки развития, фенилкетонурия и т.д.Однако новые критерии лишь незначительно снизят риски вынесения субъективных экспертных решений, считает эксперт ОНФ по делам инвалидов, член рабочей группы «Социальная справедливость» Александр Лысенко.Ранее эксперты ОНФ указывали, что Минтруд должен не только скорректировать положения своего приказа, но и пересмотреть принятые в прошлом году экспертные решения, которые привели к многочисленным случаям снятия инвалидности у детей.
«Причина этого заключается в том, что предложенные критерии установления инвалидности, которые основаны на оценке выраженности функциональных нарушений, в основном опираются на данные литературы или зарубежный опыт, а не на результаты собственных научных исследований. Отсутствие научно обоснованного подхода при подготовке прежнего приказа, который действовал до февраля этого года, привело к многочисленным ошибкам при вынесении решений медико-социальными экспертными комиссиями, особенно у детей. Пострадали люди, которые попали в жернова этих неправильных и необоснованных решений. Для снятия напряженности необходимо пересмотреть несправедливо вынесенные экспертные решения и создать институт независимой медико-социальной экспертизы», – прокомментировал ситуацию Александр Лысенко.
В ОНФ продолжают поступать обращения родителей детей-инвалидов с просьбами о помощи при установлении инвалидности у детей. Так, мать ребенка-инвалида из Иркутска пишет, что критериями установления инвалидности ребенку с фенилкетонурией по новому документу являются судороги, задержка статико-моторного и речевого развития, нарушения мышечного тонуса и т.п. «Но под эти критерии подходят только дети, уже безвозвратно потерянные для общества. При фенилкетонурии такими становятся либо по причине неустановленного вовремя диагноза, либо дети, родители которых не следят за диетой и имеют в итоге умственно отсталых детей. Так неужели государство и министерство ждет от нас глубоко умственно отсталых детей, потерянных для общества?» – вопрошает она.
Следует отметить, что по новым критериям и дети со средне-тяжелой степенью фенилкетонурии и одинаковыми лабораторными показателями фенилаланина в крови, но у которых еще не развились описанные выше нарушения, «не дотягивают» до статуса ребенка-инвалида.
У экспертов также возникают серьезные вопросы по установлению инвалидности детям с муковисцидозом. Александр Лысенко считает, что из описания нарушений функций организма не вполне ясно, идет ли речь об оценке этих нарушений при муковисцидозе на фоне проводимого лечения или при его отсутствии?
«Если второе, то мы наступаем на одни и те же грабли, а именно: для того чтобы получить инвалидность, необходимо отменить проводимое лечение, чтобы все показатели ухудшились до величины установленных критериев», – отметил эксперт.
Резюмируя итоги вступления в силу нового приказа по МСЭ, Александр Лысенко сформулировал основные задачи, которые требуют решения в самое ближайшее время. «Сделан важный шаг вперед, но его эффективность будет недостаточна, если не будут предприняты последующие шаги. Необходимо продумать возможность создания отдельных классификаций и критериев установления инвалидности именно для детей. Все спорные случаи должны рассматриваться в особом порядке, особенно если это касается снятия инвалидности. Должна быть исправлена ошибка, когда для установления инвалидности необходимо прекратить лечение, чтобы состояние и показатели здоровья ухудшились. Также необходимо как можно скорее разработать и внедрить единый методический инструмент для оценки стойких нарушений функций организма. Пока он отсутствует, будет существовать лазейка для субъективных трактовок. Наконец, необходимо еще раз рассмотреть и проанализировать некоторые несуразности в рассматриваемом документе. Например, когда при инсулинозависимом сахарном диабете ребенок младше 14 лет признается ребенком-инвалидом, а старше 14 лет – уже нет», – заключил Лысенко.
Напомним, по инициативе ОНФ решение проблем медико-социальной экспертизы запланировано в государственной программе «Доступная среда на 2011–2020 гг.». Вопросы реализации указанной программы, в том числе доступность и качество услуг МСЭ, планируется обсудить на ближайшем расширенном заседании пяти рабочих групп ОНФ.
Источник: Общероссийский народный фронт