Особое внимание. Челябинские паралимпийцы не признают слова «инвалиды»

Как из ребенка с диагнозом сделать чемпиона, насколько государство поддерживает адаптивный спорт и какие перспективы есть у выпускников специнтернатов, «ЮП» рассказал Александр Галкин, директор школы-интерната спортивного профиля, председатель специального олимпийского комитета в Челябинской области.

— Александр Михайлович, какие виды спорта культивируются в интернате и насколько серьезных результатов достигли ваши воспитанники?

блиц-Александр-Галкин_DSC6222.jpg

— На сегодняшний день у нас занимаются глухие и слабослышащие дети, а также ребята с нарушениями интеллекта. Постепенно мы начинаем подтягивать и слабовидящих детей. На данный момент наши воспитанники занимаются спортивной гимнастикой, теннисом, бадминтоном, плаванием и прыжками в воду. Мы попытались взяться за горные лыжи, но накладно получается, хотя наши глухие ребята на региональных соревнованиях стабильно входят в число сильнейших, соревнуясь со взрослыми здоровыми спортсменами-любителями. Также развивается адаптивное дзюдо. В СДЮШОР «Конас» один из тренеров ведет слабослышащих дзюдоистов и с нарушениями интеллекта. В следующем сезоне мы уже повезем их на чемпионат России. Думаю, выступят достойно.

Кроме того, ведется работа по развитию синхронного плавания. Конечно, наши ребята не как звезды плавают, но уже могут что‑то. Уверен, тренировки дадут о себе знать чуть позже. Что касается результатов, то среди гимнастов у нас есть очень хорошие ребята. На Европейских специальных олимпийских играх в Лос-Анджелесе наш Валера Ягофаров стал абсолютным чемпионом, завоевав пять из семи золотых медалей и два серебра. Еще одна уже не звездочка, а даже звезда — Арина Кутепова. На соревнованиях в США и в Италии, где проходил чемпионат мира, она также завоевала золотые и серебряные награды.

— В чем особенность работы с такими детьми?

— Если говорить о детях именно с нарушениями интеллекта, то понятно, что тренеру в пять, а то и в десять раз тяжелее работать с такими детьми, чем с обыкновенными. Чтобы научить ребенка тому или иному действию, необходимо знать психологию таких людей и в целом иметь представление об адаптивной физической культуре. Причем речь идет как о подготовке, так и о соревновательном процессе. Для ребят любой выезд за пределы спортивной школы — огромный стресс. Чтобы ребенок пришел в себя, с ним надо посидеть, по головке погладить.

Повезли, например, Арину Кутепову в США, так она пока не осмотрелась по сторонам, не погуляла, не почувствовала себя в своей тарелке. И даже выйдя на гимнастический помост, искала глазами тренера. Я всегда говорю спасибо нашим тренерам, которые работают с такими детьми. Равнодушный тренер никогда не воспитает из ребенка, требующего к себе особого внимания, хорошего спортсмена.

— В спортивных школах не хватает тренерских кадров, а как же вы справляетесь с этой проблемой?

— На сегодня тренеров, которые работают с детьми с нарушениями, очень мало. Конечно, хотелось бы иметь больше квалифицированных специалистов. Другое дело, что если тренер СДЮШОР воспитает ребенка-чемпиона, то он получает бонус к зарплате. А успехи спортсменов с интеллектуальными нарушениями никоим образом не учитываются. За этот титанический труд никто не получает деньги. Все держится на энтузиазме.

— У обычных спортсменов есть стипендия, выделяются средства на витаминизацию и экипировку. А у ваших подопечных как обстоят дела с финансированием?

— Слава богу, нам помогают министерства образования и физической культуры и спорта Челябинской области. Указом министра спорта Виталия Мутко Специальную олимпиаду внесли в квалификационный справочник и теперь она поддерживается на всех уровнях. Но основная нагрузка по-прежнему лежит на родителях.

— Насколько охотно ваших спортсменов поддерживают спонсоры?

— Среди наших спонсоров много людей, которые сами столкнулись с бедой и не понаслышке знают о детях с отклонениями. В основном помогают они из собственного кармана, а не от лица своей компании: финансовые препоны, которые создало государство, никому не нужны.

— В интернате ребята с интеллектуальными отклонениями учатся до 18 лет. А что потом?

— В том‑то и проблема, что на улице их никто не ждет. Но сейчас у нас официально есть спорт для лиц с интеллектуальными нарушениями (ЛИН), который будет представлен уже на следующей Паралимпиаде. Самые перспективные спортсмены, имеющие шанс на попадание в российскую сборную, по выпуску из интерната будут продолжать заниматься у своих тренеров. Нам есть куда стремиться.

— Как правило, простые горожане знают в лицо только олимпийцев. Как думаете, когда‑нибудь ваших выпускников будут узнавать на улице наравне с олимпийцами и паралимпийцами?

— Я оптимист по жизни и почему‑то больше, чем уверен, что так и произойдет. О спортсменах-паралимпийцах будут говорить и будут узнавать в лицо. Но рассказывать о них в газетах, на радио и телевидении надо как можно больше. Тогда общество будет знать о них и принимать.

— Можно сказать, что отношение к инвалидам — лакмусовая бумажка для общества?

— Да, пока общество принимает таких людей, оно полноценное и живое. Если оно от них отворачивается, то грош цена такому обществу. Знаете, от сумы и тюрьмы не надо зарекаться. Сегодня человек может быть на коне, а завтра, тьфу-тьфу-тьфу, конечно, в инвалидном кресле. Спорт для таких людей — это жизнь. Сидя дома в четырех стенах, без социума, вряд ли они справятся со своими проблемами. В спорте, окруженные людьми и общением, они чувствуют себя полноценными и нужными людьми. Но только есть одно «но». Называть их все-таки  нужно не инвалидами, а людьми, требующими к себе особого внимания.

Источник: Южноуральская панорама

Поделиться в соцсетях

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *