Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья должна вестись и в инклюзивных классах, и в группах коррекционной направленности. Эти системы образования должны развиваться в регионах одновременно, позволяя родителям выбрать наиболее подходящее для ребенка образование. Об этом во вторник, 24 июня, на встрече с партактивом «Единой россии» в Йошкар-Оле заявил председатель партии, премьер-министр РФ Дмитрий Медведев.
Проблему лечения, воспитания, обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на встрече с председателем «ЕР» подняла руководитель башкортостанского отделения «Всероссийского общества инвалидов» Наталья Богомолова. Она отметила, что родителям, воспитывающем ребенка-инвалида, «очень нужна помощь государства, и подчас не финансовая, а в виде широкого набора услуг». Главная проблема здесь – нехватка коррекционных групп в детских садах, коррекционных школ, классов в обычных общеобразовательных школах и реабилитационных центров для детей-инвалидов.
«Без профессиональной помощи родителям одним не по силам обеспечить полноценное развитие детей-инвалидов», — посетовала Богомолова.
Сегодня в стране действует 1676 коррекционных детских учебных заведений. В них обучается 210 194 детей с ограниченными возможностями здоровья школьного возраста. Ряд регионов также развивает инклюзивное образование, создавая в обычных образовательных школах безбарьерную среду. В таких классах наравне с обычными ребятами в 2013-2014 учебном году учились 13 469 ребятишек с ограниченными возможностями здоровья.
По мнению премьер-министра, председателя «Единой России» Дмитрия Медведева, практику инклюзивного образования необходимо продолжать. «Смысл проектов и решений в области образования для детей с ограничениями по здоровью в том, чтобы они не чувствовали себя вырванными из жизни», — подчеркнул Медведев.
Он отметил, что инклюзивное образование развивается во всем мире. В России также заложена база в виде коррекционных учреждений и классов. «Нам обязательно нужно сохранить тот фундамент, который был создан в прежние времена. В этом смысле современные технологии многое дают. Но очень важно, чтобы люди с ограничением по здоровью были внутри коллектива», — убежден Медведев.
По словам замсекретаря Генсовета партии, первого зампредседателя комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Ольги Баталиной, одновременно с развитием инклюзивного образования «в регионах идет работа по открытию новых учреждений реабилитационной направленности». К примеру, «мощный реабилитационный центр уже принимает детей в Волгограде». «Но пока это скорее отдельные примеры, не система», — посетовала она.
В целом, отметила Баталина, в регионах сегодня очень не хватает возможностей для социальной, медицинской реабилитации детей, коррекционного обучения детей, в том числе, детей-инвалидов, «хотя именно в такой помощи со стороны государства нуждаются многие родители». Так, в сфере образования сегодня «сформирован очень серьезный запрос родителей на группы в детских садах с логопедической направленностью, группы для детей с нарушением осанки, проблемами опорно-двигательного аппарата», продолжила первый зампред профильного комитета Госдумы. Кроме того, крайний дефицит сегодня и ясельных групп, особенно для таких детей, добавила она.
«Отмечается не очень хорошая тенденция сокращения числа образовательных учреждений, которые предназначены для детей с особенностями развития, отклонениями в здоровье. Такие учреждения недопустимо закрывать или перепрофилировать. И здесь еще встает еще одна проблема — подготовки специалистов, педагогов для обучения детей в таких классах и группах», — подчеркнула Баталина.
Чтобы решить весь комплекс проблем, существующий сегодня в сфере лечения и образования детей-инвалидов, по ее мнению, «социальная, медицинская реабилитация, организация коррекционных групп в детских садах, классов в школах, центров наравне с обеспечением доступной среды, должна стать обязательным условием образовательной, медицинской, социальной политики, проводимой федеральными и региональными органами власти».
Источник: Комсомольская правда