Тема круглого стола «Социализация и адаптация детей-инвалидов в инклюзивном пространстве, создание благоприятной среды для их развития», организованного комитетом регионального парламента по социальной политике, здравоохранению, охране труда и занятости населения закономерно собрала широкий круг специалистов, сообщили в пресс-службе Заксобрания области.
— Главная задача родителей ребенка с ограниченными возможностями здоровья и образовательного учреждения, где он обучается, чтобы он был максимально адаптирован, мог получить образование, а затем профессию, — подчеркнула на заседании круглого стола депутат Законодательного собрания Новосибирской области Татьяна Есипова.
По ее словам, сегодня на территории области обучается более 22 тыс. детей с ограниченными возможностями здоровья. Из них почти 7 тысяч — дети-инвалиды. Статус «ребенок с ограниченными возможностями здоровья» определяет необходимость создания специальных образовательных условий. С 2011 года в Новосибирской области действует региональный проект «Обучение и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья на территории Новосибирской области», в котором участвуют 113 школ. Работа проделана большая, есть и несомненные успехи. Так, в этом году школа № 34 г. Новосибирска признана лучшей инклюзивной школой России.
— В апреле этого года правительством области принята концепция развития инклюзивного образования в Новосибирской области на 2016-2020 годы, — сообщил заместитель министра образования, науки, и инновационной политики Новосибирской области Сергей Федорчук. — Ее цель — разработать план межведомственного взаимодействия, который поможет нам решать образовательные задачи, используя ресурсы всех заинтересованных сторон. Не случайно дорожная карта этой концепции утверждается довольно-таки долго. Согласовывается каждый пункт, каждая задача, которая перед нами стоит.
Директор ГБУ НСО — Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям «Областной центр диагностики и консультирования» Светлана Самуйленко отметила необходимость разработки нормативов финансирования образования детей с ограниченными возможностями здоровья, а также стоящую крайне остро проблему профессионализации.
— Большая часть таких детей не идет в 10 класс. Многие не могут достойно сдать итоговую аттестацию в 9 классе, они не получают цензовые документы и не могут поступить на программы среднего профессионального образования. Только в учреждения начального образования. Теперь, когда произошло объединение двух этих систем, возникли сложности. Те программы, которые реализуются сегодня в специальном профессиональном образовании, недостаточны для таких детей, — сказала она.
Заместитель председателя комитета Заксобрания по социальной политике, здравоохранению, охране труда и занятости населения Татьяна Есипова подчеркнула важность качественных аспектов инклюзивного образования.
— У нас нет выверенной нормативно-правовой базы, которая позволяла бы ребенку действительно эффективно находиться в образовательном пространстве. Сейчас мы стараемся включить детей, имеющих инвалидность в общеобразовательные школы, особенно детей, которые имеют ментальные нарушения. Но оценить эффективность этого включения мы не можем. В наших силах только посмотреть какие-то поверхностные вещи — как он учится, как берет программу, включился или не включился в коллектив. Необходимо предусмотреть мониторинг и общего развития инклюзивного образования, и оценку адаптации ребенка в этом образовательном пространстве. Если есть концепция инклюзивного образования, есть план мероприятий, но нет эффекта, значит, программа не так конструктивна, как мы ее себе рисуем, — считает Татьяна Есипова. — Сегодняшний круглый стол посвящен разбору этих проблем и выработке решений, которые мы можем предложить органам исполнительной власти, чтобы наша концепция сработала в полную силу.
Источник: infoprо54