Иван Колдышев: «Трагическое стечение обстоятельств изменило мою жизнь в лучшую сторону»

Кемеровчанин Иван Колдышев получил производственную травму и лишился ноги. Мужчина не терял сознание в тот страшный момент. Признаётся: думал только о том, что нужно выжить. Позже Иван заново учился ходить, терпел боль, преодолевал страхи и комплексы. Сегодня по этому обаятельному жизнерадостному парню ни за что не скажешь, что у него есть инвалидность. Впрочем, сам Иван подчёркивает: «инвалид» — это не про него. Называет себя пострадавшим и улыбается: всё к лучшему. О реабилитации, новой жизни и современных протезах — в интервью.

«Многие пострадавшие считают, что им кто-то что-то должен, это неправильно»

Травму я получил в ноябре 2014 года на производстве. Работал сварщиком. В тот злополучный день был гололёд, я неудачно поскользнулся, а рядом работала баровая установка. Штанину зацепило, и начало дробить колено. Пока коллеги заметили случившееся, пока остановили движение… Половины ноги уже к этому моменту не было. Я не терял сознание и видел всё. Понимал, что ногу не спасти. В голове крутилась только одна мысль: надо выжить. Дальше Скорая, реанимация и больница. В этот же день меня перевели в общую палату. Лежал в больнице около месяца. Конечно, было очень грустно и тяжело, но сразу начал думать, что делать дальше, как жить.

Очень поддержали друзья, семья, коллеги. На работе мне выделили другую должность, потому что вернуться к профессии сварщика я уже не мог. На новую должность вышел уже спустя полгода после травмы. Тут не обошлось без помощи Кузбасского регионального фонда социального страхования: благодаря им у меня сейчас есть работа.

В фонде меня очень хорошо поддержали, не знаю, как бы справился без них. Мне, можно сказать, повезло: тогда в фонде начал реализацию пилотный проект по комплексной реабилитации и возвращении к труду пострадавших в результате тяжёлых несчастных случаев на производствах.  Меня поставили на ноги. И в прямом смысле, и в переносном: выдали современные протезы, успокоили, поддержали. Сотрудники фонда социального страхования сопровождали меня на всех этапах. Им действительно было не всё равно, как я оклемаюсь, я чувствовал это.

Стал замечать, что пострадавшие люди часто озлобленные. Многие считают, что им кто-то что-то должен, но это не так. Надо самому добиваться всего. А не надеяться на государство, например.

«Протезирование — это одновременно очень больно и очень радостно»

После травмы началась реабилитация от Фонда социального страхования. Мне предоставили реабилитационного менеджера, который помогал и консультировал по всем вопросам. В реабилитационном центре со мной работали психологи, врачи. Там познакомился с людьми на протезах, которые активно занимаются спортом. Они меня вдохновляли.

Затем был такой период, как протезирование. Было очень больно, но в то же время очень радостно, потому что я встал на ноги. Мне разрешили ходить по 10 минут в день, но я не выдерживал и ходил больше, несмотря на запреты врачей. Потихоньку гулял вокруг больницы и радовался, словно заново родился.

В Кузбасском региональном отделении Фонда социального страхования мне выдали несколько современных протезов, один из них — спортивный, который создан для бега. Есть протез для купания, который не боится влаги, чтобы можно было ходить на речку, например.

Я езжу на обычном автомобиле с автоматической коробкой передач, который также подарил мне фонд. Сейчас уже охота ещё каких-то новых достижений, более серьёзных. Хочу попробовать реализовать себя в социальной сфере.

«Травма открыла мне новые возможности в жизни»

Возможно, прозвучит жёстко, но я рад, что так произошло. Поменялись планы на жизнь, принципы, цели, приоритеты. Жизнь изменилась, причём, в лучшую сторону. Раньше всё было как-то сумбурно: работа-семья-работа. Сейчас успеваю всё: заниматься спортом, отдыхать с семьёй. Много целей появилось, которых обязательно нужно достичь. Сейчас у меня такая позиция: я должен это сделать. Никаких отговорок. Открываются новые возможности. Если могут другие, значит, получится и у меня.

14 октября улетаю в Абхазию на международные соревнования по футболу. Я занимаюсь всем по чуть-чуть: лёгкая атлетика, плавание, футбол. Раньше для себя увлекался дворовым футболом примерно раз в неделю. После травмы стал более серьёзно заниматься спортом. В 2016 году участвовал в соревнованиях по лёгкой атлетике. В 2017-ом ездил на международные соревнования — кубок мира по футболу среди ампутантов.

Интересное спортивное направление — кибатлетика. О соревнованиях мне рассказали сотрудники Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования, они же предложили поучаствовать. Это своеобразная полоса препятствий, состоящая из бытовых элементов, которые в обычной жизни преодолевают пострадавшие люди. Например, ступеньки, бордюры и прочее. Кстати, я намеренно употребляю словосочетание «пострадавшие люди». Не люблю слово «инвалид».

Иван Колдышев: «Трагическое стечение обстоятельств изменило мою жизнь в лучшую сторону»

Допустим, человек с протезом руки — для него испытанием является прикрутить лампочку или повесить бельё. На соревнованиях люди показывают, как умеют преодолевать такие бытовые сложности. Полосу нужно пройти безошибочно и как можно быстрее. Есть и нейрогонки — это когда человек управляет действиями на экране с помощью силы мысли. На полностью парализованных людей надевают специальные нейрошлемы, и они участвуют в компьютерных гонках. Силой мысли передвигают предметы на экране.

Кибатлетика очень помогла мне в психологическом плане. Реабилитацию-то я прошёл, но стеснялся демонстрировать протез, пытался скрыть, что я без ноги. Думал: как отнесутся окружающие, как посмотрят на меня чужие дети? После соревнований в Москве по кибатлетике этот комплекс исчез. Я увидел людей, которые спокойно живут с ампутацией, не смущаются протезов и даже гордятся своим особенным положением. Познакомился с людьми, которые многого добились, несмотря на травмы. Тогда во мне всё перевернулось. И, вернувшись в Кемерово, я впервые после несчастного случая надел шорты и пошёл гулять по городу. Это был переломный момент.

Эти состязания помогают реабилитироваться людям морально и в бытовом плане. Плюс в них участвуют разработчики протезов и колясок. Можно увидеть новые технологии, узнать что-то для себя. Я узнал много интересного о видах протезирования. Хочу, чтобы кибатлетика развивалась у нас в Кузбассе.

В июне 2017 года я занял первое место на соревнованиях по кибалтетике. А в ноябре 2017-го на всероссийских — второе место.

Мне очень помогли друзья и коллеги. Например, они полностью погасили немаленький кредит. Я вышел из больницы, и у меня уже была погашена крупная задолженность. Это очень хорошая помощь, я им благодарен.

Несчастный случай, который со мной произошёл, — это трагическое стечение обстоятельств. Оказался не в то время не в том месте. В этом инциденте есть 10% моей вины, по оценкам экспертов.

«Дочь мной гордится»

У меня замечательная семья: жена, две дочери, два попугая, кошка. Старшей дочке, Анастасии, 10 лет, она круглая отличница, занимается современными танцами. Младшей, Лиде, 4 года, в садик ходит. Младшая была совсем маленькой, когда случилась травма. Она не знала меня другим, не помнит, что я был без протезов когда-то.

Старшую дочь жена готовила к моему приезду, рассказывала аккуратно, что случилось. Был такой момент однажды: делали дома ремонт, я поскользнулся и начал вставать на ногу по привычке. Сильно травмировал культю, аж колено опухло. Крика было, конечно. Ко мне потом подходит Настя и спрашивает удивлённо: «Папа, ну я понимаю, больно тебе было. Но ты что ж так орал-то?». Такие вот казусные моменты случаются. Вроде как дочь большая, знает, что со мной, но она всё равно ребёнок ещё и не до конца понимает серьёзность моей травмы.

Старшая дочь мной гордится. Хотя я сначала переживал, что она будет меня стесняться. Но нет, она сохраняет все видеоролики и материалы обо мне, показывает друзьям с гордостью.

Жена очень хорошо меня поддержала после травмы. Каждый день приезжала в больницу, говорила, что мы справимся, что всё будет хорошо. Огромную поддержку оказала мне мой реабилитационный менеджер Анна Михайловская. Всегда была рядом, поддерживала морально, отвечала на все вопросы и не позволяла опустить руки.

Хочу посоветовать людям, которые столкнулись со сложностями, не вешать нос и верить в себя. Под лежачий камень вода не течёт. Поэтому, кто хочет, ищет возможности, кто не хочет — причины. Всё обязательно получится, но только если вы сами приложите хоть какие-то усилия.

Фото: архив семьи Колдышевых


Проект реализуется в рамках гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов

Поделиться в соцсетях

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *