Новокузнечанка Наталья Калайдова на коляске больше 20 лет. Признаётся: до момента, когда в одночасье перестали слушаться ноги, жила не так интересно и насыщенно, как сейчас. В интервью нашему изданию Наталья рассказала историю своей жизни и поделилась сокровенными мечтами.
«Врачи успокаивали: родишь, и всё пройдёт»
Родилась и выросла я в Казахстане, городе Аркалык. Он известен тем, что недалеко от него приземлялись космонавты на парашютах. Мы в детстве всегда бегали встречать их, было очень интересно. Окончила технологический институт пищевой промышленности в городе Алма-Ата. Чуть позже вышла замуж, перевелась на заочное отделение. Устроилась на работу по специальности, но проработала недолго: забеременела.
Во время беременности со мной случилась неприятность. В один из дней я развела генеральную уборку, стирку, в общем, серьёзно переутомилась. Плюс понервничала в этот день. На следующее утро не смогла встать с кровати: отказали ноги. Меня сразу положили в больницу, но диагноз не поставили, так как по время беременности запрещены многие обследования. Однако врачи успокаивали: родишь и всё пройдёт.
Родители после случившегося забрали меня к себе в Новокузнецк. Я благополучно родила здорового сына. Но подвижность ног ко мне так и не вернулась. Как родила, всё время сидела дома: ноги не ходили. Долго не ставили диагноз. Потом я попала в центр реабилитации, где мне, наконец, поставили диагноз: болезнь Штрюмпеля. Больше 20 лет живу с этим диагнозом.
«Будучи здоровой, я жила не так интересно, как сейчас»
Попав в центр реабилитации, была шокирована, сколько людей с такими же проблемами, как у меня. Сколько людей на инвалидных колясках, которые, как и я, не могут ходить. Это меня воодушевило, ведь я поняла, что не одинока. Там же я познакомилась с председателем клуба инвалидов-колясочников и в 2005 году вступила в общество инвалидов. С этого времени началась моя очень активная и интересная жизнь. Будучи здоровой, я не делала столько всего, не жила так интересно.
В мае каждого года мы организовываем акцию «Город без барьеров». На колясках вместе со студентами-волонтёрами, которые также садятся на коляски, ездим во всевозможные учреждения, магазины и парикмахерские. Проверяем доступность среды для инвалидов. Руководители учреждений обычно берут на заметку проблемы, с которыми мы сталкиваемся, и исправляют ситуацию. На следующий год мы проезжаем мимо заведений и видим, что сделаны пандусы. Не все, конечно, откликаются, но большинство.
«Не люблю сидеть на месте»
В 2006 году познакомилась со своим гражданским мужем. Мы первыми стали заниматься танцами на колясках в Кемеровской области. Занимались теннисом и участвовали во всех мероприятиях, которые проводило наше общество. Катались на катере по Томи, ездили в Шерегеш, катались на снегоходах. Наше общество инвалидов замечательное.
В 2012 году мы с мужем, как танцоры, попали в Хакасию на «Минуту славы». Заняли там второе место. Были очень счастливы! Впервые участвовали в таком большом мероприятии. С мужем и сыном часто бываем на мероприятиях от общества инвалидов. Например, заняли первое место в конкурсе «Очаг надежды», в котором участвуют семьи, где есть инвалиды.
В 2015 году я поступила в новокузнецкий колледж для инвалидов, отучилась на специалиста по рекламе. Закончила в этом году колледж с красным дипломом. Очень рада, что здесь училась: приобрела огромное количество прекрасных друзей, умных, ярких. В моей группе была одна молодёжь. И все одногруппники относились ко мне, как к равной, мне это очень нравилось. В колледже занималась вокалом и театральным искусством.
Не люблю сидеть на месте, мне всегда нужно куда-то двигаться, развиваться. Даже в детстве увлекалась всем на свете: теннисом, баскетболом, волейболом, гимнастикой, вязала, плела, вышивала. Знаете, есть люди, которым какие-то блага достаются очень легко, ещё говорят: подфартило, повезло. У меня же всё совсем не так. Я всего всегда добивалась сама, своим трудом. Горжусь, что я самостоятельный человек.
«Я не могу самостоятельно попасть в собственный подъезд»
Считаю, что инвалиды должны учиться со здоровыми людьми. Это нужно для того, чтобы обычные люди знали: мы такие же, как они. Умные, интересные, активные. Хотя, знаете, я даже считаю, что люди с инвалидностью в чём-то более душевные, открытые и позитивные.
После окончания колледжа я встала на биржу труда, где простояла около трёх месяцев. Туда надо приходить дважды в месяц, отмечаться, получать предложения о работе. Но за это время мне так ни разу ничего и не предложили. Может, дело в невостребованности моей специальности – я рекламщик. Но по опыту своих одногруппников могу сказать: мало кто находит работу по специальности. В основном, трудоустраиваются через интернет.
По моим наблюдениям, в Новокузнецке появляется всё больше мест, доступных для инвалидов. Правда, пандусы не всегда удобны. В основном они сделаны так, что попасть в заведение можно только если ты идёшь туда с кем-то, кто поможет. Самостоятельно же не всегда и не везде можно чувствовать себя комфортно. Мы были в 2014 году в Крыму, городе Саки. Около 170 человек ездили на отдых в санаторий по путёвкам от губернатора. Там, конечно, идеальная доступная среда. Этот город называют «городом инвалидов». Доступно всё: аптеки, кафе, магазины. Придраться просто не к чему.
Город Новокузнецк доступен для инвалидов процентов на 40. Мне дали временно жильё в доме ветеранов. Я не могу самостоятельно попасть в подъезд. В квартире уже более-менее освоилась. Если бы не друзья и родственники, я бы не смогла даже попасть в квартиру, которую мне выделили.
Важно уже при строительстве здания думать о доступности среды. Строители должны сами садиться на коляски и пробовать проехать по тем пандусам, которые они проектируют. Только так можно понять, доступен ли он или нет. Ведь малейший просчёт в углу наклона и всё, инвалид не сможет воспользоваться пандусом.
«Люди стали добрее»
Когда я только переехала в Новокузнецк, я ещё могла немного ходить, с чьей-либо поддержкой. Было неприятно, когда окружающие люди оборачивались на меня, шушукались, что я как-то не так иду, что в руках у меня палочка для опоры. Сейчас я научилась не обращать внимание на таких людей. Знаю, что таких, как я, немало. И мы тоже достойны лучшей жизни.
Люди стали относиться к инвалидам более внимательно, вежливо. Часто спрашивают, помочь ли, придержат дверь. В целом люди стали добрее и терпимее. Это, конечно, очень приятно.
Хочу обратиться к здоровым людям и призвать их к пониманию: мы, инвалиды, точно такие же, как вы. У нас те же желания. Да, у меня не ходят ноги, я на коляске, но потребности, мечты, запросы у меня такие же.
Есть инвалиды, которые опустили руки, никуда не выбираются. Хочу посоветовать таким людям взбодриться, поменять отношение к происходящему, понять, что жизнь не заканчивается. Найдите себе занятие по душе.
Я представляю в своих мечтах идеальную старость такой: сижу на кресле, вокруг бегают внуки, иногда подбегают ко мне, обнимают, целуют. В общем, хочется простого семейного счастья.
Фото: из личного архива Натальи Калайдовой