Станислав Михалёв живёт в небольшом посёлке Прокопьевского района – Калачёво. Главное увлечение его жизни – игра в театре. В интервью «Лабиринту» Стас рассказал о своём любимом деле и доступной среде, которая нужна не только людям с инвалидностью.
«На сцене проживаешь другую жизнь»
Я закончил Калачёвскую среднюю школу – 11 классов. Дальше учиться не вышло: на тот момент по ограничениям инвалидности были ещё и степени. Из-за моей третьей степени меня никуда не брали, а когда их отменили, желание поступать куда-либо пропало. Моё заболевание — это парапарез нижних конечностей и кифаскалиоз грудного отдела. Свою особенность приобрёл в результате послеродовой травмы.
Закончил курсы по психологии «Центр Актуализации» Ольги Бекишевой. Не работаю, но есть любимое хобби – это игра в театре «Крылья», а так же в МАУ «Центр культуры и театрального искусства».
В новокузнецкий театр «Крылья» я попал четыре года назад, после знакомства с ребятами из Новокузнецка на спортивно-туристической акции «Сибирская робинзонада». Принял участие в трёх постановках театра и одной в «театре чувств» МАУ «Центр культуры и театрального искусства. Сейчас работаем над постановкой Ивана Андреевича Крылова – «Урок дочкам».
Интерес к театру появился с детства, мы с сестрой строили целые постановки в своих играх. Для меня театр – это особый мир, в котором на какое-то время ты становишься совершенно другим. На сцене ты не только показываешь себя, но и проживаешь то, чего, возможно, в обычной жизни и не коснулся бы. Это особые чувства, действия и эмоции. Театр закаляет и даёт много возможностей познать себя.
Тем, как играешь и как живёшь на сцене, ты трогаешь души зрителя, а значит, стараешься, чтобы после показа зритель был благодарен, задумался и что-то изменил в себе к лучшему. Театр – это возможность принять себя и открыться людям, сделать мир чуть лучше. Понимая это, хочется жить и творить, зная, что твоя жизнь сейчас проходит не зря.
«Доступная среда нужна не только инвалидам»
Я не работаю и понимаю, что меня никто не трудоустроит. Ведь у меня нет ни одного специального образования. По опыту моих знакомых и друзей, сложностей в трудоустройстве инвалидов достаточно.
«Доступная среда» для людей с инвалидностью не везде доступна так, как хотелось бы. Но, думаю, это дело времени. Ещё десять лет назад всё было иначе, а сейчас есть возможность почти везде погулять и интересно проводить время.
Конечно, хотелось бы, чтобы люди больше об этом задумывались и учитывали в своих проектах. Ведь доступная среда нужна не только инвалидам, но и обычным жителям. Те же пандусы, помощь в транспорте или ещё где-то важны и для пожилых людей, и для мам с колясками.
Отдельно хочется сказать про общественный транспорт. Доступных автобусов не так уж и много. Но если такой транспорт пришёл, то тебя ждёт целый квест – как попасть в него? Большинство водителей не подъезжают близко к бордюрам и получается, что между остановкой и транспортом – пропасть, которую как-то надо перепрыгнуть.
«Я всегда был открыт к людям, и они относятся ко мне также»
Отношение к инвалидам в современном обществе становится лучше. Опять же, всё зависит от нас самих. Ставим ли мы эту черту между здоровым и больным или нет. Когда её нет в тебе, тогда и общество становится к тебе открытым. Конечно, есть люди, которые негативно относятся к нам, но в целом сейчас более позитивное отношение к людям с инвалидностью. Хотя лично у меня не было особых проблем с обществом, я всегда был открыт людям, и они относились ко мне также.
Мне кажется, ограниченных возможностей нет, есть только твои собственные ограничения, которые ты ставишь себе от страха, какого-то физического недостатка и внушаешь себе, что якобы тебе что-то не по силам. Нужно пробовать, и всё обязательно получится.
Честнее называть всё своими именами. Поэтому меня нисколько не обижает, когда меня называют инвалидом. Я принял себя и понимаю, на что способен. Но кто знает, ограничены ли мои способности? Или я могу намного больше? Тут всё зависит лишь от человека. Но если всё же человека обижает слово «инвалид», нужно заменять его другими обозначениями. Мне кажется, таких людей нужно называть не «человек с ограниченными возможностями», а «человек с ограничениями здоровья» или «по здоровью».
Меня очень поддерживает моя семья. Благодаря родным я вырос не замкнутым, никогда не чувствовал себя ущемлённым в чём-либо. Я рос открытым и везде снующим мальчишкой, летом пропадал вечно на улице с ребятами из деревни. У меня всегда было много друзей и знакомых, которые с удовольствием мне помогали, если я просил о чём-то. Сейчас у меня тоже есть семья и друзья, которые откликнутся, если что, и которым также я помогу, чем смогу.
Я считаю, что нужно просто жить не зря. С улыбкой делать что-то полезное, быть открытым и верить в людей, верить в их свет, и тогда он придёт и в твою жизнь.