«Важно, чтобы нам хотя бы давали шанс»

В семье Кованцевых – трое детей, лабрадор и кот. Вечерами все собираются за большим столом, обсуждают, как прошёл день, решают возникшие сложности и делятся радостями. В выходные играют в настолки, рисуют, читают книги и гуляют. Простая счастливая семья с не совсем обычной мамой Марией – девушкой, которая с младенчества не слышит окружающий мир.

Мария Кованцева дала интервью нашему изданию и поделилась самыми сокровенными воспоминаниями и мыслями.


«В школе было сложно, потому что училась по одной программе с обычными детьми»

Я училась в обычной массовой школе в посёлке Угольном в Якутии, после окончания школы переехала с родителями жить в Междуреченск. Выучилась на модельера-конструктора по одежде в Новосибирском государственном техническом университете институте социальных технологий и реабилитации.  Занимаюсь домохозяйством, люблю чтение, пробежку и кататься на велосипеде. А ещё я занимаюсь сетевым бизнесом – зарабатываю деньги.

У меня были некоторые сложности при обучении в обычной школе. Для людей с особыми потребностями, таких, как я, не было специальной программы, все учились одинаково, на равных условиях. Не сразу удавалось завести друзей, многие сторонились меня из-за того, что я плохо говорила – нарушена дикция, и многого не понимала. В те времена моя мама со мной тщательно занималась, помогала освоить дисциплины и объясняла то, что было не совсем понятно. А когда окружающие дети обижали меня, мама с ними разговаривала и объясняла, что так делать нельзя, пыталась найти нужные слова.

«Важно, чтобы нам хотя бы давали шанс»

Мне поставили диагноз нейросенсорная тугоухость 3-4 степени. Я часто болела бронхитом, лечилась антибиотиками, которые повлияли на слух, полностью потеряла слух в 10 месяцев.

Я замужем, по современным меркам у меня большая семья. У нас трое детей. Мужа зовут Алексей, он работает плотником. У нас две дочери и один сын: Антону 13 лет, Альбине 11 лет и Амелии 7 лет. Старшие дети слышат, учатся в гимназии, имеют хорошие оценки. О моём недуге старшим детям рассказала моя мама. Младшая дочь не слышит, учится в специализированной школе-интернате в Новокузнецке. У неё есть свои подруги и увлечения. В семье мы общаемся на языке жестов.

«Важно, чтобы нам хотя бы давали шанс»

А ещё с нами живёт лабрадор Сима, которую выгуливаем трижды в день, уж очень она любит прогулки. Она очень игривая, дети её просто обожают. Ещё есть кот Барсик. Вот такая у нас семья: полная, счастливая и дружная.

«Общество стало более спокойно относиться к детям с инвалидностью»

«Важно, чтобы нам хотя бы давали шанс»Практически каждый день в нашей семье идеален. Утром встаём, умываемся, одеваемся, все дружно завтракают, младшую дочь везём школу, муж уходит на работу, а старшие дети самостоятельно собираются в школу. Я дома занимаюсь бизнесом, продвигаю свои продукты. А вечером встречаемся, обсуждаем, как у кого прошёл день, какие новости, есть ли проблемы и чем мы можем друг другу помочь. Дети делают уроки, а в свободное время играем вместе или смотрим кино. Иногда дети встречаются со своими друзьями и проводят время с ними. Наше общее семейное увлечение – рисование и чтение, а ещё любим настольные игры.

У меня с мужем есть общее увлечение – это спортивные командные мероприятия, где наша команда регулярно занимает призовые места.

Я считаю, что инклюзивное образование должно развиваться и продвигаться в нашем обществе. Это нужно для того, чтобы дети с разным здоровьем лучше адаптировались в современном мире. Это поможет детям с ограниченными возможностями чувствовать себя увереннее в обществе здоровых людей. А ещё научит здоровых людей не бояться контактировать с инвалидами.

Сейчас только начало развиваться инклюзивное образование, педагоги только-только стали проходить какие-то краткосрочные курсы по работе с такими детками. В обычных школах всё больше людей с инвалидностью, которые учатся с обычными ребятишками. Многие из них успешно заканчивают школу, имеют друзей, не боятся идти в обычные секции и заниматься спортом или посещать какие-то кружки. Общество уже более спокойно относится к таким детям, присутствует психологический комфорт, и это важная победа.

«Мечтала стать флористом, но на работу меня не взяли из-за отсутствия слуха»

Есть мнение: когда у человека отсутствует одно из чувств, остро развиты другие. Не знаю, у кого как, но у меня очень хорошо развита интуиция. Она часто выручает меня и подсказывает, как поступить в той или иной ситуации.

Большинство работодателей, к сожалению, относятся к нам с недоверием и на работу не принимают совсем или принимают нехотя. Недавно я захотела пойти выучиться на флориста и работать, потому что мне интересно делать всякие букеты, меня вдохновила идея развиваться в этой сфере. Но в работе мне отказали. Сказали, что будет трудно общаться при выполнении трудовых обязанностей, что я не услышу просьбы на расстоянии. А ведь могли бы принять с испытательным сроком, посмотреть на деле. Я думаю, что заведующая просто не захотела меня принимать. Возможно, человек равнодушен к проблемам таких людей, как я. При желании можно всегда найти общий язык и прийти к компромиссу. Например, вывесить табличку: «Вас обслуживает неслышащий сотрудник». Тогда клиенты настроятся, если захотят, и будут готовы общаться с такими людьми, как мы. Всегда можно найти выход и что-то придумать, было бы желание.

«Важно, чтобы нам хотя бы давали шанс»

В индивидуальной программе реабилитации людям с особыми потребностями пишут, какие условия должны быть созданы нам для работы, и это очень ограничивает при трудоустройстве. Так, заведующая детским садом хотела принять меня на работу младшим воспитателем. Я прошла всю медицинскую комиссию, но врач-терапевт не дала доступа на работу. Ограничения в ИПР мешают. Хочется, чтобы ограничений было меньше, чтобы принимали на работу, смотрели, как мы работаем, чтобы хотя бы давали шанс.

«Все разные, мы не можем нравиться всем подряд»

«Важно, чтобы нам хотя бы давали шанс»Люди со мной знакомятся по-разному: кто-то через интернет, кто-то в живую, кто-то через друзей, а иногда я и сама подхожу знакомиться. Многие мне признавались, что боялись со мной общаться, а вдруг что-то пойдёт не так. Но со мной легко контактировать. Конечно, есть и те, кого общение со мной не устраивает, но я не расстраиваюсь. Моя мама говорит, что я общительная, да и мне интересно разговаривать с разными людьми. Но все разные, мы не можем нравиться всем подряд.

Родители, друзья и чтение книг помогают мне не унывать. Я хочу обратиться к здоровым людям и попросить относиться к лицам с инвалидностью по-хорошему. Это так просто, но почему-то не всем доступно. Не нужно стоять в стороне, думая что мы какие-то ненормальные, недалёкие. На самом деле, мы нормальные люди, как вы, отличий почти нет. Да, у кого-то отсутствует слух, другой на инвалидной коляске. Мы разные, но это не должно мешать общению и дружбе.

Советую не бояться знакомиться с неслышащими людьми. Это легко сделать с помощью бумаги и ручки или телефона. Не нужно ухмыляться и закатывать глаза, будто мы ничего не понимаем. Ошибаетесь, мы понимаем и видим всё, что происходит вокруг, все косые взгляды и насмешки.

Некоторые ко мне подходят, знакомятся, я уважаю таких людей. С кем-то даже подружились, это так здорово. Не надо жалеть нас, это последнее, что нам нужно. И хочу обратиться к людям с ограниченными возможностями здоровья: давайте жить оптимистично! Занимайтесь любимым делом, радуйтесь и наслаждайтесь, делайте что-то полезное: жизнь одна.

Поделиться в соцсетях

One thought on “«Важно, чтобы нам хотя бы давали шанс»

  1. Здравствуйте! Прочитала ваши семейный очень интересно слушать приятно и тёплые дружно и счастливые ❤️

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *