В Кемеровской областной научной библиотеке им. В. Д. Фёдорова состоялся второй показ инклюзивного спектакля «Белый стул». Об истории постановки, особенностях жанра и работе инклюзивных актеров – в нашем материале.
23 мая на краудфандинговой платформе Planeta.ru заведующая сектора «Молодежных и специальных проектов» библиотеки Яна Орехова запустила проект по сбору средств на постановку спектакля. Нужную сумму быстро удалось собрать, и уже в июле проект успешно завершили. Почти через месяц, 22 августа, состоялась премьера «Белого стула». Посетить спектакль захотели множество кемеровчан, но литературное кафе библиотеки смогло вместить лишь часть желающих. Причина такого внимания зрителей – в уникальном формате постановки.
Инклюзивные спектакли – молодое, но уже достаточно распространенное направление, которое создается людьми с особенностями в развитии. Среди театров данного жанра наиболее известны Интегрированный театр-студия Круг II и театр мимики и жеста в Москве, театр «Пиано» в Нижнем Новгороде, «Особенный ТИП» в Новосибирске, спектакли «Язык птиц» в Большом драматическом театре имени Г. А. Товстоногова в Санкт-Петербурге и «Сказок нет» в Архангельске.
В нашем регионе опыт постановки инклюзивных спектаклей не так велик. Весной этого года волонтёрская труппа «Мобильный театр сказок МТС» представила музыкальную кукольную пьесу «Дети в интернете» для детей с нарушениями слуха. Понимать спектакль юным зрителям помогали профессиональные сурдопереводчики. Помимо этого, в ноябре прошлого года в южной столице Кузбасса на базе Новокузнецкого театра кукол «Сказ» открылась интерактивная театральная студия для детей с инвалидностью «Мир неограниченных возможностей».
А в этом году публике был представлен «Белый стул», поставленный по мотивам пьесы молодого кемеровского поэта Константина Стафиевского, живущего с диагнозом ДЦП. Свой первый опыт в драматургии он посвятил обыкновенному белому стулу из городского театра «Ложа». По сюжету пьесы сотрудники относятся к стулу равнодушно, а директор даже грозится выбросить его как ненужную вещицу. Автор демонстрирует: жизнь, в общем-то, неоднозначна, на всё в ней нужно смотреть в целом, широко. Не стоит судить о о ком-либо или чём-либо – даже об обычных стульях – только с первого взгляда, нужно везде суметь найти свои «потайные дверцы». Константин называет свою работу «спектаклем-поиском»: не зря слоган постановки – «Чтобы найти выход, нужно идти на свет…». Кстати, о судьбе настоящего белого стула из «Ложи» беспокоиться не стоит: в театре он – ценный реквизит и активно используется в постановках.
Как признается Яна Орехова, срежессировать спектакль такого направления – дело нелёгкое. Во-первых, физиология инклюзивных не позволяет им играть на сцене так же активно, как обычным актерам. Изначально главную роль должен был исполнить сам Константин, однако для него она оказалась сложной психологически и физически.
«Я вдруг осознал, что не могу отыграть и «вылепить» героя на сцене таким, какой он внутренне у меня заявлен. Что-то не идёт, не получается. И ещё момент – очень сложно оказалось играть написанное тобою произведение», — делится Константин Стафиевский.
Поэтому Константина заменил актер Тимур Зарипов, который также живёт с ДЦП.
«С Тимуром было легко работать. Он профессиональный психолог, я много разговаривала с ним в процессе репетиций, чтобы понять психологию инклюзивных людей. На самом деле, инвалиды очень самоироничны и не обижаются на неосторожные фразы», – рассказывает Яна.
Что касается следующего показа спектакля «Белый стул», его планируют провести в октябре.
«Место собираемся изменить. Сейчас мы находимся на стадии переговоров с директором Кемеровского областного театра кукол им. Аркадия Гайдара. И, скорее всего, из-за смены локации некоторые сцены тоже будем менять, потому что от площадки, где играют актёры, многое зависит», – приоткрыл завесу тайны Тимур Зарипов.