Доступное образование
Что делает человека счастливым? Наверное, у каждого найдётся свой ответ на этот вопрос. В одном мнения должны сойтись: для каждого из нас важен труд, дело всей жизни, профессия. Получить первичные навыки в выбранном деле помогают образовательные учреждения, о которых мы и хотим рассказать в нашем проекте. Речь, конечно, пойдёт о специальностях, которые можно освоить при имеющихся ограничениях по состоянию здоровья.
Изменения, которые происходят сегодня в системе российского образования, гарантируют равные права на получение знаний как для здоровых детей, так и для инвалидов. Большую помощь в этом вопросе в ссузах оказывает тьютор или наставник, который является связующим звеном между преподавателем, обучающимся с ОВЗ и родителем. С 1 сентября 2020 года эта должность была введена и в Кемеровском коммунально-строительном техникуме. Тьютор Ирина Николаевна Кандаурова, которая всего год является наставником для учеников ККСТ, провела большую работу с детьми, имеющими проблемы со здоровьем, результатом чего стали новые специалисты на рынке труда.
Инклюзивное образование, или, проще говоря, совместное обучение здоровых детей со сверстниками с ОВЗ, — доказанная эффективная терапия для обоих сторон. Одни учатся быть толерантными, ответственными, порядочными, что необходимо для становления личности. Другие познают мир, учатся быть частью общества, проходят реабилитационный курс в кругу обычных людей, стремясь наравне со всеми достигать успехов в разных сферах жизни. Но, попадая в общество незнакомых людей, многие, даже имея большой опыт общения, теряются. Люди же с ОВЗ или инвалидностью, которые чаще всего имеют ограниченный круг взаимодействия, ещё больше уязвимы, а потому нуждаются в поддержке. Эту роль и выполняет тьютор, который становится наставником не только в образовательном процессе.
Ирина Николаевна, какую помощь вы оказываете ребятам с ОВЗ и инвалидностью, которые приходят к вам в ссуз?
— Тьютор — это специалист, который объединяет в образовании своего подопечного процессы обучения, самовоспитания и формирования образа жизни. Сама цель тьюторского сопровождения состоит в том, чтобы ребёнок с инвалидностью или ОВЗ добился максимального раскрытия своих способностей, несмотря на то что имеются определённые проблемы в здоровье. Конечно, моя задача — обеспечить для этого все возможности, например, организовать образовательное пространство под индивидуальные задачи образовательного процесса.
Сотрудничество тьютора и ребёнка с подключением родителей включает совместную разработку стратегии развития личностных качеств обучающегося, решение проблем успеваемости, социализации и оказание эмоциональной поддержки.
Как тьютор помогает в адаптации студента?
— Сроки адаптации обучающихся разные и зависят от индивидуальных особенностей личности. С моей стороны проводится работа по наблюдению и вхождению ученика в коллектив группы. Иногда для более успешного результата приходится подготовить сокурсников. Конечно, адаптация детей, которые начинают учиться одновременно с первого курса в группе, проходит легче, так как тут все оказываются в равной ситуации, идёт формирование коллектива. Намного сложнее влиться в уже сформированную группу. И это совершенно никак не связанно с особенностями здоровья.
Когда у нас появляется ученик с ОВЗ, перед педагогическим коллективом образовательного учреждения возникают определённые задачи. Создаётся образовательное пространство, где всем ребятам будет комфортно учиться, также при необходимости мы разрабатываем адаптированные программы. Педагоги получают информацию о правильном ведении занятий, в соответствии с особенностями ребёнка с ОВЗ или инвалидностью.
Каких успехов за время совместной работы достигли ваши воспитанники?
— Небольшой практический опыт показывает, что участие детей-инвалидов в различных конкурсах, чемпионатах меняет отношение ребят к самим себе. Окружающие тоже становятся более открытыми в общении с ними и всё меньше создают границы.
В 2020 году наши дети впервые приняли участие в Региональном чемпионате «Абилимпикс», получив дипломы по нескольким компетенциям: 1 степени — «Электромонтаж», 3 степени — «Обработка текста», диплом участника — «Документационное обеспечение и архивоведение». Безусловно, участие в конкурсе, даёт положительную динамику развития эмоциональной сферы обучающегося, делает толчок для развития его творческих способностей, закладывает формирование трудовых навыков, а также вызывает стремление хорошо учиться.
У нас есть отличный пример: первокурсник, занявший 1 место в Региональном чемпионате «Абилимпикс» в компетенции «Электромонтаж», как говорила его мама, не проявлял интереса к обучению в школе, не участвовал в общественных мероприятиях, старался быть незаметным. Пройдя подготовку к чемпионату и сам конкурс ребёнок почувствовал себя успешным. Это очень важно для каждого человека, а для инвалида в особенности. Возрос его статус и укрепилось уважение ребят в группе. В результате у мальчика повысилась познавательная активность, появилось желание добиться успехов в учёбе. Конечно, это не единичный пример. Многие из ребят, раскрывая свои способности, проявляют интерес к библиотечному делу, сочиняют стихи, пишут музыку, исполняют песни, играют на музыкальных инструментах, получают роли в спектаклях.
У нас в техникуме есть своё телевидение «KKST LIVE». Так ребята с ограничениями по здоровью с удовольствием принимают участие в подготовке программ и в съёмках. Наши воспитанники участвовали и в международном творческом конкурсе «Мир без границ» для людей с ОВЗ.
Как вам удаётся раскрыть способности ребят?
— Конечно, для определения у обучающегося творческих способностей очень важно наладить тесный контакт, выстроить доверительные отношения. Важно поощрять все его успехи, чтобы показать, какой он молодец. Это будет стимулом к новым достижениям. И когда ребёнок поймёт, что его поддерживают, он начнёт с большим усилием стремиться к развитию способности, которую заметили и оценили. У него появится уверенность в своих собственных силах и желание улучшить результат в других областях деятельности.
Помимо развития творческих способностей необходимо развивать потенциал познавательных интересов, стремиться к достижению хороших результатов успеваемости. В этом направлении мы как раз ведём работу за счёт раскрытия каких-то талантов, которые ребята в дальнейшем применяют для улучшения результатов в учебном процессе.
На каких направлениях обучаются ребята с ОВЗ?
— Дети-инвалиды, поступившие в ГПОУ ККСТ, получают семь специальностей: «Управление качеством продукции, процессов и услуг (по отраслям)», «Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)», «Управление, эксплуатация и обслуживание многоквартирного дома», «Право и организация социального обеспечения», «Водоснабжение и водоотведение», «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)», «Земельно-имущественные отношения». Также мы подготавливаем профессионалов по направлению: «Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем жилищно-коммунального хозяйства».
Какую работу вы проводите по профориентации и с практикантами?
— Мы ведём совместную деятельность с сотрудниками техникума: с профконсультантом, заведующим отделением практики и трудоустройства. В этом направлении в КПТТ в ноябре прошлого года мы провели мероприятие по случаю Единого областного дня профориентации, посвященное Международному дню инвалидов. Это была встреча в формате круглого стола, где присутствовали обучающиеся из числа детей-инвалидов, их родители и педагоги. Вместе с гостем мероприятия — заместителем директора «Центра занятости населения города Кемерово» Юлией Алексеевной Толстиковой, участники обсудили возможности трудоустройства после окончания техникума, действующее законодательство в области трудоустройства инвалидов и детей с ОВЗ, а также затронули вопрос о количестве квотируемых мест для инвалидов на предприятиях кузбасской столицы.
Работа по привлечению ребят в ссуз ведётся постоянно. Об эффективности говорят цифры: в прошлом году в начале учебного года у нас обучалось 9 детей-инвалидов, к маю этого года их стало на 2 человека больше. Мы стараемся создать наиболее комфортные условия для обучения ребят с ОВЗ и очень приятно, что они нам доверяют, принимая решение получить у нас среднее специальное образование.
Работа тьютора очень важна в процессе образования ребят с инвалидностью, потому что именно наставник помогает таким детям поверить в себя и добиться больших успехов в самопознании, творческой, учебной деятельности. Максимальная реализация потенциала обучающегося, его самостоятельность в дальнейшем и мотивированность на новые свершения — главная моя цель как тьютора и, я уверена, что наш ссуз с этим справляется на отлично.