«Важно попытаться встать на место ребёнка с аутизмом и понять его»

Аутизм встречается примерно у 1% людей на планете. Говоря об аутисте, мы, как правило, представляем себе замкнутого и не общительного человека, про таких обычно говорят – «себе на уме». В то же время, в художественных фильмах нередко показываются гениальные герои с аутизмом: они в лёгкую умножают в уме трёхзначные числа и делают великие научные открытия.

Каковы на самом деле особенности мировосприятия аутиста и как распознать это состояние в раннем возрасте – об этом и не только мы поговорили с  Екатериной Черкаевой, детским неврологом, специалистом по томатис-терапии и микрополяризации, учредителем медицинского центра для детей с неврологическими заболеваниями «КузбассНейро»,  «Кемеровчанкой года» за внедрение новой методики нейрореабилитации в Кемеровской области.


Что такое аутизм, каковы причины и симптомы заболевания? Есть мнение, что иногда появление РАС зависит от возраста отца ребёнка, так ли это?

"Важно попытаться встать на место ребёнка с аутизмом и понять его"Определений понятия «аутизм» очень много, и, пожалуй, все они правильные. Но иногда важно не слушать понятия, а пытаться встать на место ребёнка с аутизмом, включить свою эмпатию. Представить, что ваша нервная система, в особенности, сенсорные системы – слух, зрение, обоняние, вкус, тактильные и вестибулярные ощущения, несколько подводят.

Наша нервная система постоянно находится под влиянием внешних раздражителей – зрительных, слуховых, вестибулярных, тактильных и внутренних факторов. Нервной системе нужно это всё обрабатывать и составлять из этого определённую реакцию.  Ребёнок со здоровой нервной системой адекватно выдаёт реакцию на раздражители. Дети с аутизмом реагируют иначе. Очень часто родители жалуются, что ребёнок не реагирует на команды на слух, не откликается на имя. Может проигнорировать и даже не обернуться, если рядом что-то громко упадёт. Хотя обычный ребёнок в такой ситуации, конечно, испугался бы, заплакал, убежал.

Но бывает и наоборот: звук, на который никто и не обратит внимания, ребёнка-аутиста может сильно раздражать. Они по-другому чувствуют и воспринимают тактильные ощущения. Часто бывают проблемы со стрижкой, одеванием и прочими действиями, когда нужен телесный контакт. Аутисты или не любят тактильные контакты или наоборот, бывают чересчур навязчивы, постоянно просят их погладить, потрогать.

У ребят с аутизмом есть проблемы и с обработкой зрительной информации. Были интересные исследования, когда учёные наблюдали за детьми с аутизмом и обычными ребятами. Им включали мультики и прослеживали с помощью специального аппарата движения глазных яблок. Пытались оценить, на что именно дети с аутизмом обращают внимание. Оказалось, что такие дети смотрят на неодушевлённые, не очень интересные предметы, которые не несут никакой смысловой нагрузки, а не на главных героев сюжета.

Недостаток вестибулярной системы часто приводит к тому, что дети с аутичными чертами любят кружиться, крутиться вокруг своей оси.

Есть очень много теорий причин аутизма. Это и различные дефицитные состояния питательных веществ, и генетические мутации. Считается, что больший риск, если была тяжёлая беременность и роды. Но более вероятный вариант, на мой взгляд, это полиморфизм причин, когда совокупность причин привели к такому диагнозу.

Конечно, если родители взрослые, риск появления ребёнка с аутизмом выше. Чаще всего, по своему врачебному опыту могу сказать, ребёнок с аутизмом – первенец. А затем могли рождаться здоровые дети.

Знаю семьи, где воспитывается несколько детей с аутизмом. Здесь можно говорить о генетической предрасположенности.

В каком возрасте обычно диагностируют аутизм?

Чаще всего, по статистике, аутизм диагностируют в возрасте двух с половиной-трёх лет. Но уже в полтора года можно отметить у ребёнка достаточно серьёзные симптомы, которые можно начинать корректировать. Если уже в полтора года родители сводили ребёнка к неврологу и начали коррекцию, больше шансов улучшить состояние. В более позднем возрасте многие процессы не очень обратимы. Чем раньше будет выявлено заболевание, тем лучше.

На что обратить внимание в поведении полуторагодовалого ребёнка?

  • Контакт с родителями. Хочет ли ему сидеть на коленках у мамы или папы, просится ли на руки, когда упадёт или ударится, нуждается ли в том, чтобы его пожалели, подули на болячку, например.
  • Как малыш играет с другими детьми? Если нет никакого внимания к сверстникам, сидит сам по себе в углу и не даёт никакой реакции, это повод задуматься. Игра в этом возрасте уже может быть ролевой: уложить куклу спать, покормить игрушку, подмести игрушечным веником пол. В общем, должны быть некие «повторялки» за взрослыми.
  • Присутствует ли контакт «глаза в глаза»? В полтора года дети уже хорошо понимают мимику.
  • Использует ли указательный жест? Понимает ли его? Когда вы просите ребёнка показать на кошечку, он должен уметь показать пальцем на неё. Если вы показываете на что-то, малыш должен смотреть в указываемую сторону.

С помощью таких вопросов мы стараемся выяснить, насколько хорошо ребёнок контактирует с окружающим миром. Причин подобных нарушений множество, не только аутизм: это и синдром дефицита внимания и гиперактивности, и шизофрения, и задержка психического развития.

Аутизм проявляется по-разному и зависит от многих причин. Зачастую тяжесть заболевания зависит от изначальной интеллектуальной составляющей: есть аутизм с умственной отсталостью, есть без.

Каковы особенности восприятия мира ребёнком-аутистом? О чём должны помнить родители малыша с таким диагнозом?

Абсолютно одинаковых детей с аутизмом не бывает. Некоторые хорошо смотрят в глаза, а другие нет. Не всегда те стандартные симптомы, которые прописывают во всех источниках, сочетаются в одном ребёнке. Бывают очень ласковые дети, которые смотрят в глаза, но в то же время в них есть много стереотипных движений и замкнутость в себе, несмотря на кажущиеся открытость и любвеобилие.

Родителям важно помнить: чем раньше мы начинаем коррекцию этого состояния, тем лучше результат. Если в полтора года врач говорит вам о диагнозе, нужно смириться с ним и начать коррекцию. У нас в центре часто бывает так: мы определяем у ребёнка аутичные черты, но родители не хотят это признавать и прекращают к нам ходить на реабилитацию. Стадия отрицания диагноза бывает у очень многих мам и пап.

Развитие в интеллектуальном плане ребёнка с аутизмом: как проходит, насколько отличается от развития здоровых детей? В фильмах и художественных произведениях мы нередко видим примеры одарённых и даже гениальных людей с аутизмом. Часто ли такие случаи можно встретить в  жизни?

Есть дети, у которых сохраняется интеллект, и они учатся в обычной общеобразовательной школе. Такой ребёнок хорошо учится, говорит, читает, пишет, имеет неплохие оценки. Но всё-таки особенности мышления и восприятия наслаиваются на социализацию. Ребёнок с аутичными чертами не всегда адекватно реагирует на сверстников, не всегда может понять шутку.

Для примера: мальчик 9 лет с аутизмом, никогда не играет на переменах в школе, потому что не понимает некоторые игры. Например, догонялки: не понимает, что нужно затронуть одноклассника и тут же убегать. Он просто догоняет ребят, задевает их и стоит. Он так и не смог освоить принцип догонялок, поэтому перестал в них играть.

Или, например, мальчику 10 лет, он пытается общаться с 4-летним ребёнком, у которого задержка речи. Малыш не отвечает ему, потому что просто не может, а ребёнок обижается и плачет. Говорит, что с ним не хотят общаться.

То есть некоторые дети-аутисты тянутся к общению, но не всегда у них это происходит успешно, они могут не понимать некоторых вещей, и из-за этого коммуникация затруднена. Повторюсь, бывает и по-другому: некоторые аутисты вполне обычно выстраивают общение с другими.

По поводу гениальности при аутизме: это встречается достаточно редко. Я встречала детей с интересными навыками. Например, один семилетний мальчик играет в автоматы, где манипулятором нужно доставать игрушки. И ему всегда удаётся это сделать. Ему уже не нужны эти выигранные игрушки: интересен сам процесс. Вокруг него собираются дети и просят выиграть для них что-нибудь. И у него всегда это получается. Такая вот интересная особенность. За счёт зацикленности и особенностей мышления они могут в каких-то сферах достигать успехов: музыке, спорте, науке. Аутисты очень целеустремлённые, поэтому они действительно могут добиваться высоких результатов в разных сферах деятельности. Но для этого нужен изначально высокий уровень интеллекта.

Есть мальчик, который занимается у нас в центре, он в свои три года может считать до 500, умножать, складывать в уме. Он может очень зацикливаться на цифрах, часами сидеть и вычислять. При этом он совсем не контролирует функции тазовых органов: не просится в туалет. Получается неравномерное развитие психики: в чём-то хорошо, а в чём-то совсем плохо. Конечно, лучше когда развитие происходит равномерно.

Как обычно проходит лечение?

Подходы в коррекции аутизма разные. Также, как разные причины вызывают это состояние, так и разные подходы нужны каждому ребёнку. Каждому своё. Я встречаю детей, которые находятся на безглютеновой диете и хорошо реагируют на лечение. Есть те, кто хорошо реабилитируется на томатис-терапии за счёт того, что она воздействует на слуховую концентрацию.

Есть занятия с дефектологом, когда используются карточки PECS. У детей с аутизмом зрительное восприятие несколько лучше, чем слуховое. Поэтому за счёт более сильной стороны специалисты учат ребёнка общаться.

Читайте также: В России появится образовательная программа для детей с аутизмом

Поделиться в соцсетях

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *