В Общественной палате считают несправедливым, что часть маломобильных граждан лишена льготы на парковку транспорта.
Председатель комиссии Общественной палаты по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан Владимир Слепак направил письмо заместителю председателя правительства РФ Ольге Голодец (копия есть у «Известий») с просьбой предоставить на законодательном уровне право на бесплатную парковку инвалидам III группы и в два раза увеличить количество парковочных мест для транспорта маломобильных людей. Согласно действующему законодательству, у инвалидов III группы нет права размещать на своих автомобилях спецзнаки и пользоваться выделенными для инвалидов парковками.
Владельцы парковок (независимо от формы собственности), в том числе расположенных около домов, магазинов и социальных объектов, обязаны выделять не менее 10% мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, обозначенных соответствующим знаком. Однако в категорию имеющих такую льготу граждан не попадают инвалиды III группы.
— Я инвалид III группы, хожу на протезе, более 30 лет пользуюсь машиной и всегда ставлю ее на специально отведенные парковочные места для инвалидов. А в этом году на сайте ГИБДД узнала, что инвалиды III группы, то есть моей, не имеют никаких льгот, — рассказала «Известиям» 60-летняя Ольга. — Получается, все мы — «опорники» (люди с нарушением опорно-двигательного аппарата. — «Известия») — с ампутацией просто выпали из системы социальных льгот. Я вынуждена занимать парковочное место для инвалидов незаконно.
Письма с такими жалобами в ОП приходят постоянно. По словам Владимира Слепака, они и послужили поводом для обращения к вице-премьеру Ольге Голодец, курирующей в правительстве социальный блок.
— Когда их читаешь, отказываешься верить в происходящее. Инвалидов III группы лишили бесплатной парковки. Такие нормы дискредитируют основные принципы социальной политики, провозглашенные президентом. Неужели чиновники не понимают, что эта льгота является той поддержкой, без которой сегодня люди с ограниченными физическими возможностями лишаются права на нормальную жизнь, — отметил Владимир Слепак. — Мы же не можем говорить о доступной среде только как о создании пандусов и всевозможных приспособлений для нужд инвалидов на общественном транспорте и дорогах. Безбарьерная среда — это создание условий для обеспечения полноценной, независимой жизнедеятельности всех без исключения маломобильных групп населения.
Как поясняет в своем письме Владимир Слепак, «пунктом 5.9.21 ГОСТ установлено, что табличку 8.17 «Инвалиды» применяют совместно со знаком 6.4 для указания, что стояночная площадка (или ее часть) отведена для стоянки транспортных средств, управляемых инвалидами I и II групп, или перевозящих таких инвалидов. Исходя из положений вышеуказанных специальных норм, инвалиды III группы не наделены правом на установку опознавательного знака «Инвалид», дающего право на бесплатную парковку».
По мнению председателя правления Национального центра проблем инвалидности, эксперта ОНФ по делам инвалидов Александра Лысенко, включение маломобильных инвалидов III группы в список тех, кому положено бесплатное парковочное место, не приведет к нехватке парковочных мест. Следовательно, положенных по нынешнему законодательству стоянок должно хватить.
— Согласно статистике, в России около 9–10% маломобильных граждан (примерно 13 млн человек), но в эту цифру включены и дети, и те, кто не пользуется автотранспортом. Думаю, что нужно из числа инвалидов, принадлежащих к III группе, выделить маломобильных, тех, кто сталкивается с проблемами передвижения, — считает Александр Лысенко. — Например, при освидетельствовании указывать, что владелец автомобиля является маломобильным — это и будет служить основанием для установки знака «Инвалид». Я вижу в этом только пользу.
Зампред думского комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Михаил Терентьев отметил, что в соответствии с федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ» правом пользоваться льготной парковкой имеют инвалиды всех без исключения групп.
— Если в ГОСТе есть такие недоразумения, их нужно исправить, это нарушение федерального закона, — поддержал общественника Михаил Терентьев. — Считаю, что поправки резонные, тем более что федеральное законодательство прямо указывает: местами для парковки специальных автотранспортных средств могут пользоваться все группы инвалидов.
А вот по мнению координатора движения «Общество синих ведерок» Петра Шкуматова, увеличение в два раза парковочных мест для инвалидов создаст большие трудности для других автомобилистов.
— С помощью подобных инициатив просто сокращается число парковочных мест для других автомобилистов, — полагает Петр Шкуматов.
Руководитель Федерации автовладельцев России Сергей Канаев и вовсе считает, что такие поправки могут вызвать еще больший интерес к «левым» разрешениям на парковку.
— Инициатива от Общественной палаты вполне разумная. Однако я бы не торопился с выводами. Существуют разные опасности подобных нововведений — с увеличением парковочных мест для инвалидов, сокращением вследствие этого мест для остальных автовладельцев у граждан может возникнуть желание приобретать незаконным образом знак «Инвалид». Люди могут посчитать, что им проще «получить инвалидность», чем оплачивать парковку, — отметил Сергей Канаев.
Случаи мошенничества с парковочными разрешениями уже действительно были. Так, в феврале прошлого года выяснилось, что инвалиды и резиденты продавали свои парковочные разрешения, прибегая к помощи посредников. Последние предлагали широкий ассортимент разрешений: для конкретных районов (резидентские) за 10–20 тыс. рублей в год и для всей территории платной парковки (инвалидные) — за 70 тыс. рублей в год.
По данным Минздрава России, I группу инвалидности (наиболее тяжелую) в России имеют 1,9 млн человек, II группу — около 7 млн, III — 3,7 млн человек. Последние годы общая численность инвалидов в России остается примерно на одном и том же уровне — около 13 млн человек.
Источник: Свежие новости