Эксперт — директор «Центра лечебной педагогики и дифференцированного обучения» (г. Псков), кандидат педагогических наук Андрей Царёв.
Четыре степени
Умственную отсталость не надо путать с задержкой психического развития или с педагогической запущенностью. Задержку психического развития можно полностью преодолеть совместными усилиями психологов, педагогов и социальных работников. И ребёнок начинает развиваться так же, как и большинство его сверстников, в полном объёме осваивая стандартную школьную программу.
А умственная отсталость связана с поражениями головного мозга. В этом случае особенности в развитии, к сожалению, сохраняются на всю жизнь.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) различает четыре степени умственной отсталости: лёгкую, умеренную, тяжёлую и глубокую. Эта классификация применяется и в нашей стране.
Лёгкая умственная отсталость хотя и оказывает значительное влияние на жизнь человека, не является основанием для назначения инвалидности. Дети с лёгкой формой умственной отсталости неспособны освоить стандартную программу средней школы, но с программой начальной школы они справляются успешно: овладевают навыками письма, чтения, счёта. Они адекватно воспринимают окружающий мир.
В последующей взрослой жизни они смогут выполнять работы, не требующие значительных интеллектуальных усилий: будут трудиться в качестве дворников, уборщиц, грузчиков, подсобных рабочих, помощников на кухне, санитарок…
Снять клеймо
В отличие от лёгкой умственной отсталости три остальные степени этого заболевания означают пожизненную инвалидность. Дети с такими диагнозами в своём интеллектуальном развитии навсегда останутся младенцами. В течение всей жизни они будут нуждаться в помощи, заботе и опеке.
В Советском Союзе была создана эффективная система обучения детей с лёгкой умственной отсталостью. Для них были открыты так называемые вспомогательные школы, которые успешно готовили их к последующей взрослой жизни. В современной России эти школы продолжают работать как специальные (коррекционные) учебные заведения. Но до 1992 года в России не существовало ни одной (!) школы для детей с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью, хотя в Западной Европе, США, Канаде и многих других странах такие заведения существуют в каждом регионе, в каждом крупном городе. До начала псковского эксперимента на мальчишках и девчонках с особенностями в развитии ставилось клеймо необучаемости. Сотрудники центра попытались изменить эту ситуацию.
Необучаемых нет
Во всём мире признано нецелесообразным совместное обучение детей с лёгкой степенью умственной отсталости и с более тяжёлыми, фундаментальными нарушениями функций головного мозга. У нас считается нецелесообразным также совместное обучение детей, имеющих лёгкую степень отсталости, со здоровыми сверстниками. Почему?
При лёгкой форме умственной отсталости привычные школьные предметы адаптируются к возможностям и потребностям «особых» детей. В псковском центре и других подобных заведениях ни физика, ни биология, ни другие науки вообще не изучаются. Программа для каждого ребёнка составляется индивидуально. Она включает в себя доступные формы художественного творчества, начальную физическую культуру, освоение навыков самообслуживания, обучение общению… Цель таких школ для «особых» детей заключается в том, чтобы показать: каждый ребёнок — вне зависимости от интеллектуальных и физических ограничений — может развиваться, приобретать новые знания и навыки.
Понятие успеха
Все дети могут быть успешными, радовать своих учителей и родителей! Но понятие успеха для каждого ребёнка разное. Для кого-то огромным успехом станет то, что за несколько месяцев и даже за несколько лет они научатся откликаться на собственное имя и даже называть его. Кто-то научится самостоятельно одеваться и раздеваться. Кто-то освоит полезные бытовые навыки: уборку помещения, пользование стиральной машиной, глажку, приготовление пищи, сервировку стола, уход за комнатными цветами…
Если человек с умственной отсталостью поймёт, как устроен магазин и какую функцию в нашей жизни выполняют деньги, — это тоже достижение! При значительных нарушениях головного мозга трудно осознать, что денежные купюры — это не просто красивые бумажки, что у них есть определённые функции.
Педагоги центра хотят, чтобы их учащиеся расширили свои знания об окружающем мире. И чтобы каждый ребёнок стал немного счастливее! Здесь есть прямая зависимость. Когда человек с ментальной инвалидностью становится хоть немного самостоятельнее, он сам испытывает огромную радость.
Порой расширение жизненного пространства означает, что ребёнок учится поворачивать голову и фиксировать взгляд, когда его кормят… Такой мальчик был в псковском центре. Он никогда не сможет есть и пить самостоятельно, но новое умение фиксировать взгляд стало для него прогрессом.
Помогать — выгодно!
Иногда приходится слышать: «А зачем учить таких детей, если они всё равно никогда не смогут освоить профессию, зарабатывать себе на жизнь?» Такое мнение цинично и оскорбительно… Каждый человек имеет право на образование вне зависимости от наличия инвалидности. Каждая семья имеет право, чтобы сын или дочь посещали школу, как и все остальные дети.
Экономические принципы играют далеко не первую роль в социальной работе, но их тоже необходимо учитывать. Систематическое обучение детей с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью хотя и неспособно полностью преодолеть их инвалидность, но существенно снижает зависимость от окружающих в последующей жизни, уменьшает потребность в интенсивной, каждодневной — и дорогостоящей! — опеке.
Человек с ментальной инвалидностью становится более самостоятельным, осваивает навыки самообслуживания, более адекватно воспринимает окружающий мир… Таким образом, вложив средства в обучение и воспитание «особых» детей, государство может сэкономить на уходе за ними, когда они станут взрослыми.
Источник: Аргументы и факты