В Общественной палате 21 мая состоялся премьерный показ документального фильма «Свои не свои», повествующего о жизни детей с инвалидностью в России. Фильм рассказывает о том, как на практике выглядит инклюзия: когда дети с инвалидностью живут в семье, учатся в обычной школе, как они умеют дружить, не разделяя людей на «своих» и «не своих». Помимо детей с инвалидностью и их родителей, а также специалистов, в картине приняли участие актер Артур Смольянинов и журналист Евгения Воскобойникова.
Документальный фильм «Свои не свои», режиссером которого выступила Ольга Арлаускас, создан студией документального кино «Артвидео» по заказу Региональной общественной организации инвалидов «Перспектива» при финансовой поддержке Европейского союза.
Идея снять фильм «Свои не свои» появилась в РООИ «Перспектива» во время работы над проектом «Создание движения за инклюзивное образование в России», который три года проходил в шести регионах России при поддержке Евросоюза.
«Проект оказался успешным. Многие люди в разных регионах узнали про инклюзивное образование, родители стали более активными, начали отстаивать свои права на обучение в обычной школе, специалисты узнали, как работать с детьми разной степени инвалидности. В результате проекта многие дети с инвалидностью пошли в обычные садики и школы», — рассказывает координатор инклюзивного направления РООИ «Перспектива» Юлия Симонова.
«В фильме мы хотим показать способности детей с инвалидностью, их интересы, увлечения, как они учатся, проводят время после школы, как общаются со сверстниками. Мы хотели продемонстировать, что у детей с инвалидностью и без намного большего общего, чем отличий. Также мы хотим преодолеть страхи педагогов, родителей, показав им на практике, как работает инклюзивное образование, что дети с инвалидностью хотят и могут учиться и дружить со сверстниками», — добавляет Юлия Симонова.
По мнению директора РООИ «Перспектива» Денис Розы, с помощью качественного кино можно изменить отношение к людям с инвалидностью в обществе.
«Около 17 лет назад к нам попал фильм из США о жизни человека с инвалидностью, который добился успеха. Он вызвал много эмоций. Мы поняли, что фильмы могут быть использованы как просветительский инструмент в нашей работе. Позже начали проводить кинофестиваль на тему инвалидности «Кино без барьеров», заказывать фильмы у режиссеров. Мы понимаем, насколько важно использовать кино, как это может изменить отношение к людям с инвалидностью», — говорит Денис Роза.
«Тема изменения отношения к людям с инвалидностью – то, чем мы в Общественной палате РФ много занимаемся, обсуждаем различные предложения, рекомендации. Хорошее кино, которое берет за душу, – это как раз то, что может изменить ситуацию», — считает председатель Комиссии Общественной палаты РФ по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан Елена Тополева.
Создатели фильма подчеркивают, что такое кино важно донести до массового зрителя.
«Для нас этот проект — гражданский поступок. Мы отдаем себе отчет в том, что наша сегодняшняя аудитория выступает за инклюзию и понимает, что за нее надо бороться. Надеемся, что этот фильм попадет на экраны и его увидят зрители, которые, возможно, не знают ничего о людях с инвалидностью и инклюзии. Когда они увидят этот фильм, я уверена, что в их сознании свершится переворот», — считает режиссер фильма Ольга Арлаускас.
«Я знаю, насколько сложно хорошему документальному кино попасть на глаза зрителей. Особенно фильмам, которые поднимают острые вопросы о жизни общества. Главное, чтобы фильм соприкоснулся с теми людьми, которые должны узнать что-то новое», — отмечает продюсер фильма Никита Тихонов-Рау.
Героями фильма «Свои не свои» стали дети с инвалидностью и их родители, специалисты по теме, дети без инвалидности. Кроме того, в фильме приняли участие актер Артур Смольянинов и журналист Евгения Воскобойникова.
Одним из главных героев фильма стала 12-летняя Дженнет Базарова, чей диагноз «несовершенный остеогенез», характеризующийся повышенной ломкостью костей. Девочка передвигается на инвалидной коляске и учится в обычной школе, занимается плаванием.
«Ко мне часто подходят дети, которые спрашивают, почему я такая и что со мной произошло. Когда это видят родители, они говорят, что не надо спрашивать, это неприлично. Может, родители просто бояться. Но я считаю, что надо объяснять, кто ты, почему такой, никто за это не убьет», — говорит Дженнет Базарова.
14-летний Сергей Рябцев (инвалид детства) придерживается аналогичной точки зрения.
«Надо объяснять детям, кто такие люди с инвалидностью. Каждый имеет право знать. Это не обижает нас, лучше спросить напрямую, тогда вопросов станет меньше. Узнав, дети расскажут остальным. Родители ждут от нас неадекватной реакции на этот вопрос, но я не вижу, что в этом страшного», — отмечает Сергей.
В год мальчику поставили диагноз «ДЦП». В настоящее время Сергей учится в школе дистанционно, используя современные информационные технологии. Однако такая форма обучения не предполагает непосредственного контакта между преподавателем и учащимся. При такой форме обучения уроки физкультуры, к примеру, преподаются только в теории: ученика просят объяснить по картинкам, что такое тот или иной вид спорта.
Сергей Рябцев мечтает стать программистом, работе с компьютером его с трех лет учил папа. Но в данный момент воспитанием школьника занимается бабушка Валентина Михайловна, отец Сергея погиб в автокатастрофе. Главный страх Сережи – остаться без друзей.
Еще одним главным героем фильма «Свои не свои» стал 16-летний Юрий Аристов с синдромом Дауна. Юра учится в обычной школе, дружит с одноклассниками и даже помогает им с уроками английского языка. Одноклассники Юры уверены, что дети с инвалидностью и без должны учиться вместе. «Нас ценят будто по цвету кожи, а судить о человеке нужно по его поступкам», — говорят они. Мечта Юры — получить образование, помогать ребятам с ограниченными возможностями, учить их английскому языку.
Параллельно сюжету о детях с инвалидностью, живущих дома и обучающихся в школе, в фильме развивается история детей, живущих в доме-интернате.
16-летняя Саша не помнит, как зовут ее маму, не знает точно, где живут родители, потому что они уже давно не навещали ее. «Они не приезжают, но я думаю о них, о том, как они там», — говорит Саша.
По словам сотрудников дома-интерната, в каждом прохожем дети видят свою маму. В таких учреждениях доминирует медицинский подход к детям, а их жизнь протекает строго по расписанию – «все спят или все не спят». «Чем больше у тебя диагнозов, тем меньше ответственность, что тебя чему-то научат», — отмечают специалисты. И бывает так, что у ребенка, живущего в казенном учреждении, даже не формируются мечты, желания, цели в жизни — они просто не знают, что это такое.
После премьеры фильма зрители говорили о том, что эту картину нужно показывать массовой аудитории, в том числе врачам, чиновникам, руководителям образовательных учреждений.
Инклюзия должна начинаться с семьи, считают участники дискуссии. «Когда рождается ребенок-инвалид, родителям часто предлагают его оставить. А если семья отважится оставить ребенка, то начинаются эмоциональные страдания, с такими родителями не хотят общаться, их гонят с детских площадок. Кроме того, инклюзия в полном смысле слова — это когда у ребенка есть профессиональный тьютор. В настоящее время образовательные стандарты таковы, что нашим детям сложно попадать в школы, их спихивают, считают, что они не сдадут ЕГЭ, что они медленные», — заметила одна из зрительниц.
«Фильм достоин того, чтобы его показали в обязательном порядке детям. Никакое домашнее образование не заменит инклюзию, потому что инклюзия — это также дружба и любовь», — считает мама ребенка, который дружит с ребенком с инвалидностью.
Кроме того, как замечают педагоги, там, где учатся дети с инвалидностью, ребята добрее и отзывчивее. «Когда к нам пришли дети с особенностями развития, дети и родители отнеслись к этому нормально. Они их приняли. Надеюсь, такая практика в наших школах будет развиваться. Все меняется, и сознание людей в том числе», — говорит школьный педагог Елена Юрьевна.
Источник: Агентство социальной информации