Игорь Иванов — известный в Кемерове борец за доступность среды для инвалидов. Он не выходит из дома без специальной голубой папки, в которой собраны образцы заявлений с просьбой установить пандус у входа в магазин или аптеку. Благодаря Игорю людям с инвалидностью стало проще попадать в десятки учреждений города. В интервью «Лабиринту» Игорь Васильевич рассказал о том, как борется за комфортную среду для инвалидов и как окружающие относятся к людям со специальными потребностями.
«Первое время не мог принять своё новое положение»
Мне 49 лет, 17 из которых я на инвалидной коляске. Инвалидом стал в результате халатности врачей при лечении хондроза грудного отдела позвоночника. Будучи инвалидом, получил дополнительное образование в НГГТКи по специальности «мастер автоматических систем и обработки информации».
Первое время было сложно принять своё новое положение. Думал: всё, я выброшен на обочину жизни. Это очень сложно: когда до инвалидности ты строил грандиозные планы, у тебя всё было под контролем, всё шло своим чередом. А потом раз, и тебя словно опустили с небес на землю. Я чувствовал себя ущербным, что ли, не хотел показываться на людях. У меня состояние безысходности продолжалось примерно первые 10 дней. Потом собрался и решил, что раскисать не нужно.
Считаю, что необязательно быть сильным человеком, важно суметь адаптироваться. Я даже написал книгу «Как выжить, будучи инвалидом»: с чего начать, какие группы мышц развивать, как жить дальше. Это полезная инструкция для тех, кто попал в беду.
«Инвалид должен быть конкурентоспособным»
Трудоустраивался неоднократно как официально, так и по договору, причём не всегда письменному. Были периоды, когда работал удалённо администратором сайтов, в сфере веб-дизайна. Пытаюсь зарабатывать на жизнь всеми доступными и законными способами. В данный момент основной источник дохода — это оказание услуг по ремонту компьютеров и ноутбуков, бывает и соседям утюги, чайники и прочую электронику чиню.
Не думаю, что потенциальные работодатели выстраиваются в очередь, чтобы трудоустроить инвалида. Да и мероприятия, предпринимаемые государством, мягко говоря, малоэффективны. Чтобы изменилась ситуация, сам инвалид должен стать конкурентоспособным в своих знаниях, умениях и навыках в той или иной области выбранной сфере деятельности. Поэтому необходимо уделять больше внимания доступности средне-специального и высшего образования для людей с инвалидностью, не забывая при этом и о возможности проживания вблизи учебного заведения.
«Пандусы часто делают для галочки»
За мои 17 лет стажа на инвалидной коляске инфраструктура города, конечно, изменилась в вопросе доступности среды для маломобильной категории граждан. Появились пандусы, занижение бордюрного камня в местах переходов и парковки для инвалидов, но всё равно этого недостаточно, а порой, при наличии пандуса, воспользоваться им невозможно. Ибо сделан он формально, для галочки, без соблюдения свода правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».
При этом, не существует как на региональном, так и на федеральном уровнях законных способов принудить собственников зданий и учреждений соблюдать этот Свод Правил Министерства регионального развития России, поэтому даже обращение в прокуратуру мало чем помогает.
Оказавшись в коляске, я стал потихоньку, постепенно менять мир вокруг себя. Начал с жилья: переехал в квартиру на первом этаже, до этого жил на четвёртом. Затем встал вопрос о доступности окружающей среды. Близлежащие магазины, аптека, почта пошли навстречу. У почтового отделения установили удобный пандус: это очень облегчило мне жизнь.
Затем мне потребовалось пройти лечение в медицинском центре. Пандус там был непригоден для подъёма, нужна была помощь прохожих, чтобы попасть в здание. После моего обращения там сделали удобный хороший пандус.
У меня всегда с собой папка с шаблонами заявлений. Если не могу попасть в какой-то магазин, сразу зову администратора и директора и объясняю ситуацию. Чтобы не показывать всё на пальцах, просто демонстрирую нужные документы, так проще для всех. Распечатанная шапка заявления у меня всегда с собой, туда остаётся только вставить нужные имена и название магазина. Как правило, руководство учреждения соглашается с моими требованиями, но вот оперативность исполнения просьбы иногда хромает.
Нужно понимать, что иногда сотрудники магазинов просто не задумываются о том, что в их учреждение может прийти инвалид. Они не со зла пандусы не устанавливают, а от незнания. Прислушиваются, когда им объяснишь, покажешь на своём примере: вот он я, обычный человек, просто на коляске. И я тоже хожу в магазины за продуктами, запчастями для своего автомобиля, на почту за посылками и так далее.
Я буду продолжать обустраивать свой район и город, делать всё, чтобы он был комфортнее и доступнее для людей с ограниченными возможностями здоровья.
«Не стоит зацикливаться по поводу инвалидности»
Чаще всего на улицах города люди с инвалидностью вызывают у окружающих понимание и желание помочь в преодолении «бетонных джунглей». Бывали случаи равнодушного отношения к просьбе помочь придержать дверь или освободить незаконно занятое парковочное место для инвалидов, но очень редко. Отслеживается тут одна закономерность: чем больше и качественней будет адаптирована городская среда обитания для инвалидов, тем чаще и больше людей с инвалидностью смогут и будут участвовать в жизни города. При этом отношение в обществе к таким людям будет формироваться, как к равным.
Слово «инвалид» у меня не вызывает негативных эмоций. Я так скажу: нет здоровых людей, есть не дообследованные. И не стоит по поводу инвалидности особо зацикливаться. Надо жить, творить добро, заботиться о близких, помогать людям, стараться адаптироваться в изменяющихся условиях.
Фото: из личного архива Игоря Иванова
Читайте также: «Это издевательство»: кемеровчан возмутил пандус у аптеки