Чуть больше года Елена Семенова живет в Санкт-Петербурге. Она побывала во многих городах России и на своем опыте проверила, насколько доступна среда для людей, передвигающихся на инвалидных колясках.
Приветлив ли Питер к людям с особенностями здоровья и во все ли места там можно попасть без препятствий — в нашем интервью.
Вокзал, аэропорт, общественный транспорт
— Лена, заметила ли ты какие-то особые условия на вокзале и в аэропорту?
— Доступность, например, кемеровского аэропорта от петербургского вообще ничем не отличается. И там, и там есть амбулифт — грузовая машина с пандусом, которая с помощью механизма поднимает кузов на нужную высоту: ты прям на коляске без проблем попадаешь в салон самолета. В самом самолете пересаживаешься (если надо, то помогают) в кресло-коляску, которая проезжает между рядами, а затем сотрудники аэропорта помогают сесть на свое место. У инвалидов это всегда определенные места в экономе: третий или четвертый ряд и обязательно у иллюминатора, чтобы не мешать соседям куда-либо ходить. Про бизнес-класс не знаю: не летала.
Вокзалом же в Петербурге пользовалась только один раз. Само здание по доступности точно такое же, как в Кемерове: везде можно попросить помощи у персонала, если она нужна. Я просила — мне не отказывали, не грубили и не смотрели, как на убогую. Все было абсолютно адекватно и там, и там.
— А как дела обстоят с общественным транспортом?
— Знакомые говорили, что в Кемерове есть низкопольный общественный транспорт, которым могут пользоваться колясочники: просто его мало и ходит он редко. Я рада, что он есть, но сама ни разу не пользовалась им и не видела. Возможно, я была не на тех остановках и не в то время, когда он ходит.
В Петербурге же на каждом рейсе есть доступный транспорт. И это не единичный автобус, которого нужно ждать «полгода»: доступно 90% транспорта. Я дольше 15 минут вообще не стояла на остановке. А 15 минут стояла потому, что просто не успевала доехать до нужного транспорта и провожала его взглядом, затем ждала следующий.
Тут даже есть доступные электрички: правда, не все. Но в Ленинградскую область 3 раза в сутки можно уехать на электричке, сидя в инвалидной коляске, при этом с комфортом. Однако в одиночестве лучше этого не делать: электрички доступные, а вот станции — далеко не всегда. Во всяком случае тот пригород, который я посмотрела с помощью электричек, лучше покорять с кем-то.
— Насколько лояльны водители, кондукторы, пассажиры? Помогают ли заехать, оплатить проезд?
— В автобусах, трамваях и троллейбусах есть пандусы — их опускает или водитель, или кондуктор. Заехать и выехать из транспорта тоже могу с их помощью. До валидаторов — устройств, которые позволяют самостоятельно оплатить проезд банковской картой — я не достаю, но есть кондуктор, или просто люди — выручают! В общем, я ни разу не сталкивалась ни с хамством в транспорте, ни с призрением. Я здесь чувствую себя ровно такой же, как все.
Доступные подъезды, кафе, магазины и пешеходные дорожки
— Есть ли удобства для въезда в подъезд и подъёма на этаж в том доме, где ты сейчас живёшь?
— У нас огромный 9–подъездный 20-этажный дом: я — на 19-м этаже! Дом стоит на холме, и у некоторых подъездов есть пандусы. Но я живу в том подъезде, в котором нет никаких пандусов: просто ровный вход — ни ступенек, ничего такого. Подходишь к дому, открываешь дверь — ты в подъезде. Внутри 4 лифта, и пока ни разу не было такого, чтобы они все сразу не работали.
— А решив проехаться погулять, по делам или на работу, удовлетворяют ли тебя пешеходные дорожки, тротуары?
— Доступность пешеходных дорожек я бы оценила на 90%. Здесь очень удобные пешеходные переходы, причем везде: не только в новых районах, но и в историческом центре города. Из удобств — комфортный для колясочника угол спуска, нет никаких бордюров.
Но у некоторых пешеходных дорожек есть минус — пандус только с одной стороны: то есть ты комфортно заехал на дорожку, полностью ее проехал, а чтобы спуститься с нее и поменять маршрут, нужно попросить помощи. Но это прям в единичных местах. Я решила проблему так: нашла комфортные мне объездные пути!
— Какое мнение сложилось о доступности в магазинах, кафе?
— Конечно, не все магазины и кафе мне подходят, но 80% из них — точно доступны, даже на Невском проспекте, где большинство подобных заведений находятся на цокольном этаже.
В доме, где я живу, — 4 продуктовых магазина на первом этаже. У каждого есть пандус. Я хожу во все: где-то мне больше нравятся овощи, где-то — мясо, где-то — бытовая химия нужных мне марок есть. В общем, проблем нет!
А что касается кафе, то у каждого есть «кнопка помощи» возле входа: там нарисован значок инвалида. Когда мне куда-то хочется зайти, и я понимаю, что сама не справлюсь, нажимаю на эту кнопку. Выходят крепкие парни, которые помогают. С коммуникацией у меня проблем нет, поэтому всегда все получается быстро, без лишних хлопот и совсем без нервов.
Помощь и толерантность питерцев
— Как часто сталкиваешься с тем, что кто-то предлагает свою помощь среди прохожих?
— За все время, что живу в Петербурге, сама помощи я просила, может быть, раза 3. Но даже не успевала это делать до конца: люди сами подбегают. Иногда это мешает, например, на пешеходном переходе. Человек сам принимает решение, что мне нужно помочь, — хватает за ручки коляски и начинает вести со скоростью, которая больше, чем я ехала. Было такое, что я не успевала убрать свои руки и прищемляла пальцы тормозами.
Часто люди спрашивают, нужна ли мне помощь, даже если я просто сижу в парке на скамейке: я всегда пересаживаюсь из коляски на скамейку, потому что мне так комфортнее, — хоть на несколько минут забываю, что я чем-то отличаюсь от других людей, а еще так я чувствую себя, как все, и немного отдыхаю морально от своей коляски. А вообще я не люблю чрезмерное внимание к себе на улице, хотя я к нему уже давно привыкла: и взгляды вижу, и помощников всегда много, но от этого тоже устаешь и хочется стать невидимкой на время прогулки.
В Санкт-Петербурге я чувствую себя абсолютно здоровым человеком, у которого нет каких-то особенностей: ко мне относятся не то что нормально, а обычно. Хотя все равно ловлю на себе взгляды: не могу пройти незамеченной, потому что всегда кто-то предложит свою помощь.
— Некоторые считают, что в Питере люди более терпимы к другим: как, например, в Европе. Стереотип или есть причины согласиться с этим?
— Я бы не сказала, что жители Петербурга очень толерантны к инвалидам, к людям с нетипичной внешностью или взглядами — они просто более современные и свободные от стереотипов, но опять же не все. Все люди разные, но основному большинству все равно, как ты выглядишь: даже если ты инвалид, то с тобой разговаривают ровно так же, как с мужчиной в смокинге или дамой в шикарной шубе.
«Более толерантные люди», «вечные дожди» и «плохой климат» — все это стереотипы, о которых можете смело забыть. Про толерантность уже объяснила, а климат… Ну, может когда-то он такой и был. Я больше года в Петербурге, и за все это время было лишь 5 мощных ливней: я их специально считаю. Под два из них я даже попала: один меня застал по глупости — видела, что сгущаются тучи, но все равно поехала по делам, которые можно было отложить. Под вторым оказалась специально: гуляла по Дворцовой площади, правда, потом пришлось ремонтировать коляску, так как вся смазка в колесах смылась, и они практически перестали крутиться.
А солнце здесь тоже не редкий гость. Я не могу сказать, что климат сильно отличается от сибирского. То, что мне очень нравится, это то, что тут всегда есть ветер и вообще не бывает режима черного неба — дышится легко и свободно. А от теплого ветра со стороны залива я вообще кайфую, но такой бывает, конечно, редко и только летом. Сейчас же — зимой — ветра очень холодные: пробирают насквозь.
— Сложно ли тебе было найти работу? Столкнулась ли с неадекватными предложениями или работодателями?
— Инвалиды, даже колясочники 1-й группы, как я, могут работать в том случае, если это прописано в индивидуальной программе реабилитации. У меня написано, что я могу работать только в том случае, если работодатель предоставит мне особые условия: или оборудует место в офисе и наладит возможность его посещать, или разрешит работать удаленно. Кого-то это отталкивает — говорят: «Перезвоним!». И не перезванивают. А есть и те, кто смотрит на это все современно.
Я работу нашла сразу. И уже даже один раз поменяла, так как из-за пандемии в предыдущей редакции начались проблемы. Сейчас работаю удаленно из дома журналистом в федеральном издании — пишу новости о шоу-бизнесе. Все у меня в порядке!
— Лена, прожив в Питере 1 год, могла бы уже смело посоветовать другим людям на коляске путешествие или переезд в этот город?
— Советовать никому ничего не хочу: у каждого человека своя жизнь — каждый сам знает, как для него лучше. Одно могу сказать: Петербурга точно не надо бояться. Тут доступно даже метро: есть специальная служба, куда бесплатно звонишь (на каждой станции при входе в метро с двух сторон висят объявления с номером телефона) и говоришь, откуда и куда едешь. Желательно, сделать это хотя бы за 20 минут, чтобы эти «помощники» успели приехать к тебе. Они встречают, сажают в вагон, помогают пересесть с ветки на ветку, если это нужно, потом помогают выйти из метро.
Также в Питере есть доступное жилье, но не в центре. Хотя в этом тоже есть плюс, так как в центре вообще все намного дороже.
Если вы хотите поехать в Петербург, но сомневаетесь, что сможете тут все посмотреть, то не сомневайтесь: я когда-то тоже так думала. А по факту Петербург доступнее, чем Москва: в столице я училась и часто туда приезжала, передвигалась, как и сейчас, на коляске.
В целом могу сказать, что в Петербурге мне доступно почти все: общественный транспорт, продуктовые магазины, ТРЦ, музеи, метро. И здесь в разы меньше снега. В прошлом году зимой вообще его не было, а в этом году есть, но он быстро тает. Снег меня сильно ограничивает: коляска скользит, руки мгновенно леденеют — сразу нужна чья-то помощь. Здесь же таких проблем нет. По обочинам я не катаюсь, а тропинки быстро протаптывают, так как много людей. Но в любом случае, если вдруг что-то не заладится, у меня здесь живет брат с семьей — я не одна!