На первый взгляд кажется, что игра для любого ребёнка – совершенно естественное состояние, которое не требует никаких усилий со стороны взрослого и даётся малышу легко и просто. Но каждый ли может играть? И есть ли особенности у игровой деятельности ребёнка с задержкой психоречевого развития?
Об этом мы поговорили с Екатериной Черкаевой, детским неврологом, специалистом по Томатис-терапии и микрополяризации, учредителем медицинского центра для детей с неврологическими заболеваниями «КузбассНейро».
Что такое ЗПРР?
Задержка психоречевого развития (ЗПРР) – это следствие отклонений в формировании головного мозга и центральной нервной системы.
У детей с ЗПРР есть проблемы с вниманием и концентрацией. Их сложно обучить чему-то новому. Игровая деятельность достаточно прерывистая и непостоянная. Они «прыгают» от одного дела к другому, не знают, за что взяться, абсолютно не могут заниматься долго чем-то одним.
Любые посторонние стимулы моментально отвлекают ребёнка, переключают его внимание. Такой ребёнок быстро утомляется при напряжённой деятельности, сразу становится гиперактивным, или его внимание улетучивается.
Каковы особенности познавательного развития детей с ЗПРР?
Дети с задержкой психики и речи не очень любят познавать мир. У них есть проблемы с вниманием, памятью, концентрацией и волевой сферой. Зачастую игровая деятельность у них выше познавательной.
Например, школьник будет на уроке доставать свои игрушки. Сидеть и учиться ему очень сложно, не интересно. Двухлетний ребёнок с ЗПРР будет, в основном, катать машинки. Он не захочет собирать даже простые пазлы из двух комплектующих. Всегда игровая и познавательная деятельности у таких малышей будут отставать.
Чем отличается игровая деятельность детей с ЗПРР от норматипичных ребят?
В принципе, игровая деятельности ребёнка с задержкой психики идёт такими же этапами, как у обычных ребят. Но гораздо медленнее.
Например, обычный шестилетний ребёнок уже может развернуть сюжетно-ролевую игру. Допустим, поиграть с подружкой в доктора и пациента. При этом, участие взрослого необязательно – ребёнок может сам сказать: «А давай я тебя начну лечить!». Малыши сами придумают сюжет, распределят роли и так далее.
Могут ли дети с ЗПРР самостоятельно придумывать себе игры или им нужно помогать в этом?
Ребёнок 6 лет с задержкой психоречевого развития может использовать предметную игру. Например, резать овощи. Без помощи взрослого такой ребёнок может не понять, как играть во что-то сюжетно-ролевое: дочки-матери, доктор-пациент, продавец-покупатель и так далее.
Он сможет это сделать только если взрослый рядом сядет и скажет: «Давай я буду твоим пациентом, а ты врачом и будешь меня лечить». Возможно, ребёнок с задержкой психики лёгкой степени поймёт, что делать с предметами для игры – возьмёт молоточек, фонендоскоп, будет стучать, слушать. Но обычно для его игровой деятельности этого мало, ему скучно. Он захочет обратно вернуться к машинкам и лего.
Обычно на приёме я спрашиваю у родителей: если вашего ребёнка оставить в покое, во что он будет играть? Зачастую, если игровая деятельность однобокая и скучная, уже можно подозревать задержку психоречевого развития. Например, если малышу два с половиной года, а он только катает машинки и ему больше ничего неинтересно. Он не сортирует животных и предметы, не собирает пазлы. В случае скудности игровой деятельности ребёнка уже можно предполагать задержку развития.
Как играть с ребёнком, у которого диагностирована ЗПРР? Главные особенности, тонкости, о чём нужно помнить?
Вся терапия дефектологов, психологов и нейропсихологов проходит в игровой форме для детей с ЗПРР. Сам ребёнок из-за сниженной познавательной, интеллектуальной и эмоциональной деятельности может не воспринимать многие игры. Но в компании со взрослыми он может поиграть.
В норме шестилетний ребёнок может найти себе игрушку-партнёра для игры. То есть даже не всегда нужен другой ребёнок или взрослый для этого. Но малышу с ЗПРР обычно это не по силам.
У детей с ЗПРР есть основные нарушения: например, слухового внимания. Также мы часто находим моторную неловкость: такие ребята не могут повторить какое-либо простое действие. Его нужно спланировать, представить и повторить. Зрительный анализатор при этом у них функционирует неплохо. Поэтому дефектологи часто используют картинки в работе с такими ребятами.
Приведите конкретные примеры игр для детей с ЗПРР?
Например, можно использовать игры на слуховое внимание с подвохом. Это отличный способ улучшения зрительного внимания, если ребёнку сложно удерживать глазами строчку.
Игра «Письмо Ежа» направлена на развитие зрительного внимания.
- Взрослому: задача ребёнка – прочитать фразу, собирая буквы по стрелке.
- В верхнем поле нарисованы 3 стрелки, показывающие путь слежения.
Нижнее поле заполнено буквами. Если собирать буквы по траектории, указанной стрелками, то получится зашифрованная фраза.
- Чтобы прочитать текст по стрелке, ребёнку нужно мысленно совместить два поля.
- Если это сделать трудно, пусть ребёнок нарисует точно такие же стрелки на поле с буквами и, проследив за их направлением, прочитает фразу.
- Ребёнку: «Однажды Ёж гулял по лесу и встретил на своём пути очень много букв. Из них он составил пожелание для тебя. Чтобы его прочитать, проследи за дорожками, по которым шёл Ёжик (они указаны стрелками), и собери буквы точно в такой последовательности».
Хотите, чтобы ребёнок слушал более внимательно, сам исправлял свои оговорки? А для дошколят это отличный навык слухового внимания, который пригодится и в школе: писать диктанты, слушать задание от учителя.
Для дошкольников и школьников важны игры на слух с подвохом.
По сложности смотрите сами.
- Простой: На пальме росли помидоры.
- Средний: Два брата Оля и Дима пошли гулять в лес.
- Сложный: На дорогу выбежал заяц, сел, посмотрел по сторонам и, помахав длинным пушистым хвостиком, побежал дальше.
Конечно, ребёнок от 5лет уже может понять подвох, в некоторых случаях раньше. Но основной возраст проверки – от 6 лет. Начинаете с простых, можно сочинять самим.
Добавим также, что опорой в игре должен быть взрослый, а не предметы, так как детям с ЗПРР сложно построить в голове ассоциативные связи между, скажем, кастрюлей и игрой в повара или телефоном и возможностью с его помощью вызвать доктора или пожарных.
Важно обращать внимание детей больше на сюжетную линию, чем на выполнение определённых действий, иначе вся игра может просто свестись к бессмысленному, многократному повторению одного и того же движения.
Ребятам с особенностями развития трудно фантазировать или придавать предметам какие-либо непривычные им свойства. Так ложка для них служит исключительно для еды и никак не может исполнить роль барабанной палочки без подсказки взрослого.
Руководит игрой взрослый – активное участие малышей и импровизация в таких играх, как правило, невозможны.
Ключ к успеху в организации игр для детей с ЗПРР – использование театрализованных и сюжетно-ролевых развлечений. Именно они станут надёжной опорой и поддержкой в работе с такими малышами и решении главной задачи – научить их играть самостоятельно.