Дети любят играть и общаться со сверстниками. Особым ребятам эта, казалось бы, простая потребность не всегда доступна. С кем дружить, где развивать свои интересы? А что если особенный ребёнок любит сцену и мечтает выступать перед десятками зрителей? Обожает двигаться под музыку и хочет поучаствовать в общем танце? Как исполнить такое непростое для малыша с инвалидностью желание?
Корреспонденты «Лабиринт 42» побывали на занятиях в инклюзивном центре «Карнавал» и узнали, как особых ребят вовлекают в творчество, как дети со сложными диагнозами отвлекаются от рутины и попадают в настоящую сказку и чем инклюзия отличается от интеграции.
Проект «Инклюзивный театр танца» реализуется в рамках гранта Всероссийский конкурс молодёжных проектов «Творческие инициативы молодёжи» от Федерального агентства по делам молодёжи (Росмолодёжь) при содействии Центра поддержки молодёжных творческих инициатив (Роскультцентр). Занятия по хореографии проходят в центре «Карнавал». Группа из 20 особенных детей обучается бесплатно.
Танцы, частушки и классическая музыка
«Карнавал» — это инклюзивный центр, где особые и здоровые дети поют, танцуют, играют на музыкальных инструментах и выступают на сцене. Его создатели и идейные вдохновители — Инга и Максим Гордеевы, родители троих детей и активные творческие люди.
Каждое занятие состоит из трёх блоков: театр, музыка и хореография. Последний блок — новый. Инга и Максим победили в конкурсе «Лучшие инклюзивные практики» и теперь проводят занятия по хореографии бесплатно для особых детей. Доказано, что танцы для ребят — отличная реабилитация и способ улучшить своё состояние.
Начинается урок с театра. Преподаватель Марина Пилягина проводит для детей небольшую разминку, затем ребята повторяют скороговорки, а дальше — самое интересное. Дети «превращаются» в балерин, змей, стариков, пчёл, баскетболистов. Каждый образ Марина помогает продумать и показывает, каким он может быть. Ребята искренне радуются возможности поиграть и побывать в роли того или иного персонажа.
Самая жизнерадостная и весёлая участница занятий — Настя Чадина. Девочка очень радуется каждому новому образу и с энтузиазмом вживается в роль. Видно, что всё происходящее ей очень по душе: в поведении ни капли стеснения и страха.
— Мы занимаемся в «Карнавале» уже около трёх лет. Дочь любит выступать, читать стихи, обожает сцену. Поэтому занятия здесь нам очень нравятся. Ребёнок очень любит общаться с другими детьми, и именно здесь у Насти есть такая возможность. То же самое и с выступлениями: где ещё у ребёнка с инвалидностью будет шанс получить роль в настоящем спектакле и выступить на сцене? Дочь стала более раскрепощённой, уверенной в себе. Приобрела навыки общения, а это очень важно, — поделилась с «Лабиринтом» мама 14-летней Анастасии Елена Чадина.
Следующая составляющая занятий — музыкальная. Дети разучивают весёлые частушки, поют песни и даже играют на настоящих музыкальных инструментах: ложках, бубнах и трещотках.
— Мы посещаем занятия больше года. Ходим сюда за социализацией, в первую очередь. Из-за диагноза круг общения очень ограничен, а дружить с кем-то, играть хочется каждому ребёнку. Здесь по-настоящему инклюзивное место: на занятия ходят как здоровые, так и особенные дети. Сын с удовольствием участвует в спектаклях: уже был разбойником и цыганом. Он не любит сидеть дома, ему нравится массовость, общение, — поделилась с нами Ирина Сунцова, мама 13-летнего Матвея, который выучил частушки лучше всех и увлечённо повторял их на занятии.
На музыкальном уроке дети слушают классические произведения и уже на слух легко могут определить, чья композиция звучит: Чайковского, Вивальди или Мусоргского.
Танцуют все!
Завершает занятия танцевальный блок. Максим Гордеев показывает ребятам танцевальные элементы, а дети с энтузиазмом повторяют их. С каждым новым упражнением ребята раскрываются, раскрепощаются и получают от танца искреннее удовольствие.
Проект «Инклюзивный театр танца» — это особенный способ реабилитации детей. Через танец ребята раскрываются, снимают с себя все ограничения и чувствуют себя по-настоящему свободными и счастливыми. Это шанс для создания толерантного, открытого и личностно-ориентированного общества, с равными условиями развития для всех, независимо от способностей и возможностей.
Ведь танцуют здесь все: здоровые дети, малыши с задержкой психического развития, молодые люди старше 20 лет с тяжёлой формой аутизма, а также родители детей. Каждый вовлекается в танцевально-музыкальный номер и становится частью творческого процесса.
Главное приобретение воспитанников проекта — освобождение от зажатости, скованности, у них появляется уверенность и грация, они искренне радуются тому, в каком красивом и гармоничном танце им удаётся поучаствовать. Преподаватели подчёркивают: через танец они учат детей любить и принимать своё тело таким, какое оно есть.
«Ни один ребёнок не остаётся без роли»
Дважды в год «Карнавал» ставит спектакли. Самые настоящие: с костюмами, сценой и разными ролями. Дети всегда с нетерпением ждут момента, когда окажутся перед зрителями, старательно готовятся и много репетируют.
— Интеграция — это когда ребёнка «кидают» в коллектив и требуют, чтобы он исполнял общую программу. В этом случае ребёнок должен подстраиваться под систему. В инклюзии же система подстраивается под ребёнка. Это важное принципиальное отличие. Во время постановки спектаклей мы подбираем роль под каждого ребёнка индивидуально. Прописываем персонажа под конкретного ребёнка, если это нужно. Например, есть не говорящие дети. Им подбираем статичные роли без текста. Есть у нас ребёнок, очень тяжёлый, который не говорит, не может повторять движения. Ему на один из спектаклей подобрали роль снеговика. Он просто стоял на сцене с метлой. Выступил, поучаствовал в общем действе, чем очень порадовал родителей, которые и представить себе не могли, что их ребёнок будет когда-то участвовать в театральном представлении.
Наш сын Лёва не ходит, под него всегда подбираются роли, учитывающие этот момент. Он то со стульчиком сидит за самоваром, то играет домовёнка Кузю. Зрители даже не понимают порой, что ребёнок не ходит, ведь в роли всё обыгрывается, словно так и надо. Главная идея нашего центра — чтобы не один ребёнок не остался без роли, без своего места в этом творческом процессе, — говорит заместитель директора инклюзивного центра «Карнавал» Инга Гордеева.
Лариса Толкач, автор книги «Я спорю с будущим», вместе с сыном Ильёй ходят на занятия два года. Илье 22 года, у него аутизм.
— Про центр знала давно, но не решалась приводить сюда сына. Думала, что он не будет заниматься, не освоится. Потом решила попробовать. Сначала Илья не шёл на контакт с другими: с диагнозом аутизм коммуникация даётся очень сложно. А у сына ещё и тяжёлая форма заболевания, он не разговаривает.
В раннем детстве Илья не мог координировать своё тело. Я ходила с ним на физкультуру, вставала сзади и дублировала все движения, говорила поднять руку или ногу. У него апраксия — это нарушение целенаправленных движений и действий. Поэтому выполнять произвольные движения по команде он не мог. Я боялась, что на занятиях он не сможет повторять движения за преподавателем. Но постепенно у него стало это получаться. Занятия учат его управлять своим телом.
Раньше Илья писал только с поддержкой. Сейчас без помощи умеет это делать. Это стало возможным благодаря ежедневным реабилитационным упражнениям, которыми мы занимаемся с Ильёй. Стал шевелить ртом, повторять какие-то звуки и слова. Это тоже даётся не просто: рот не слушается. Но, тем не менее, по просьбе повторяет отдельные слова. Это тоже большой прогресс для нас.
Занятия для нас — это возможность выбраться в люди, пообщаться, развеяться. Это очень важно для ребят с инвалидностью и их родителей, — говорит Лариса.
В этом году центр ставит спектакль «12 месяцев», он состоится уже в декабре. Это будет история о любви и дружбе, о преодолении трудностей, о силе духа и бесконечной вере в себя, людей и чудеса.
— Эта постановка о том, что никогда нельзя опускать руки, нужно видеть в жизни больше позитива. Верить, что всё временно и нужно прилагать усилия, чтобы жизнь стала лучше, чтобы свершались чудеса, — добавляет Инга.
У «Карнавала» много наград и достижений, из последнего — победа в международном конкурсе «Лучшие инклюзивные практики—2018» в номинации «Семейный опыт инклюзии», который проходил в городе Уреки в Грузии. На нём жюри отметило проект «Инклюзивный театр танца», который сейчас успешно реализуется в центре.
Занятия проходят в рамках средств гранта Федерального агентства по делам молодёжи (Росмолодёжь) при содействии Центра поддержки молодёжных творческих инициатив Роскультцентр
Фото: Дмитрий Верфель